После войны многие немецкие военнопленные были заброшены на Южный Урал. Сегодня некоторые из них мечтают вновь посетить наши места, но уже в качестве туристов.
Многие из этих военнопленных работали на объектах Магнитогорска. К 1951 году все военнопленные немцы, не запятнавшие себя тяжкими преступлениями против человечности, были амнистированы и переправлены в Германию...
Ему хочется вернуться
Годы все дальше уводят от той всемирной беды, заставляют по-новому взглянуть на жестокие катаклизмы, осмыслить действия и место рядового человека в коловерти той огромной войны. Вот таким необычным эхом прошлого и стало письмо школьницы из села Кадыр Илишевского района Башкортостана Гульнары Набиевой. Она пишет: "Я в этом году прошла отборочный тур на поездку в Германию, в которой побывала с апреля по июль. Семья, которая меня приняла, была очень открытой и добродушной. Ко мне относились хорошо и вежливо. За три месяца я увидела много интересного и красивого, познакомилась с хорошими людьми. Поездкой осталась очень довольна. Но самое интересное в том, что отец моей "немецкой мамы" Курт Латке - участник второй мировой войны - попал в плен в 1945 году. А отправлен он был на строительные работы в Магнитогорск, где и трудился с 1945 по 1948 год, строил железнодорожные пути и хорошо выучил русский язык. Сегодня Курту Латке 83 года, живет в полном здравии, часто вспоминает Магнитку и ее жителей, очень хочет побывать на Южном Урале. Несколько лет назад он отправлял письмо в Магнитогорск, но не получил ответа. Очередное письмо он передал со мной".
Жду ответа
Письмо Курта Латке приводим полностью:
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Это письмо из Германии, наверное, удивит вас. Меня зовут Курт Латке. Я родился в 1924 году в Баутцене, в 60 километрах от Дрездена. Я был одним из многих немецких военнопленных, которые с 1945 по 1948 год находились в Магнитке. В поселение военнопленных нас привезли в июне 1945-го, куда ехали 11 дней. После окончания этой самой ужасной войны ситуация была тяжелой для обеих сторон. Особенно трудно нам было первые два месяца - не хватало продуктов. Лучше жили те, кто содержал хозяйство - скот или огород. В основном все голодали.
Только недавно я обнаружил, что Магнитка обозначена на всемирном атласе. До этого, когда я там находился, не было ни дорог, ни улиц, только одна лесная дорога. Наша бригада занималась строительством новых железнодорожных путей. Мы всё делали вручную, техники тогда не было. Более пятидесяти товарищей мы похоронили. Кладбище находилось недалеко от русского. У нас были двое хороших врачей, которые предотвратили эпидемии, а также помогали многим в деревне.
Пишу я потому, что меня интересует развитие Магнитки. Что изменилось? Существуют ли еще шахты? Или уже всё перестроили? Конечно, прошло шестьдесят лет...
Те люди, с которыми я встречался в Магнитке, остались у меня в хороших воспоминаниях, они обращались с нами не как с врагами, а как с товарищами. Скоро я выучил русский, чтобы не было никаких недопониманий. С этими познаниями русского я помогал общаться с нами и русским солдатам.
У себя в Германии я двадцать лет отработал в кооперативе бригадиром овощного хозяйства. Сейчас мне 83 года, прожил я много, а потому живу воспоминаниями. Я передаю привет Магнитке.
Моя дочь в 2005 и 2007 годах приглашала гостевых учеников из Татарстана и Башкортостана, которые жили у нас три месяца. Я буду очень рад, если вы получите мое письмо и не затруднитесь на него ответить.
С наилучшими пожеланиями, Курт Латке
Вот такой отголосок прошлого. Минувшая война исковеркала судьбы миллионов, сделала людей заложниками тогдашней политики, пушечным мясом. Но она не смогла уничтожить ростки доброты и соучастия, заложенные в каждом нормальном человеке. Магнитка - изначально город интернациональный. Уже несколько лет здесь функционирует Магнитогорский центр национальных культур, ныне - Дом дружбы народов. Кого-то удивят строки письма со словами: "До этого, когда я там находился, не было ни дорог, ни улиц. Только одна лесная дорога. Наша бригада занималась строительством новых железнодорожных путей". Скорее всего, этим бригадам в самом городе бывать не доводилось, в отличие от тех, кто строил "немецкие дома" по ленинградским проектам. Да и само поселение немецких военнопленных находилось за городом. Но это уже детали...
Для тех, кто захочет написать Курту Латке, сообщаем адрес: K. Lattke, Ot Preititz, Klein Gasse 2, 02694 Malschwitz. Электронный адрес дочери Курта Латке: Guderhof@t-online.de