Не всё найдено. Где искать самородки и сокровища в Челябинской области

Самородки можно искать в верховьях ручьёв и рек. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Клад Емельяна Пугачева, который может загрузить 22 КАМАЗа, один из грузов «золотого эшелона» Колчака, украшения гуннов и сарматов – все эти сокровища, возможно, до сих пор скрыты в земле.

   
   

Как разбогател сирота

Первые официальные поиски золота на Южном Урале начались в 1797 году, когда была отправлена первая поисковая экспедиция по велению императора Павла I. Уже летом этого же года на реке Ташкутарганке, левом притоке реки большая Иремель, недалеко от Миасского завода (сейчас здесь Ленинский прииск) нашли месторождение рудного золота. В 1798 году на плотине миасского пруда поставили золотопромывальную фабрику.

Как выяснил кусинский краевед Анатолий Блиновский, первым золотодобытчиком на Урале считают Ерофея Маркова, крестьянина из села Шарташ. Однажды он искал хрусталь для икон Троицкой лавры, а обнаружил нечто более ценное. Как следует из донесения, нашёл: «плиточку, как кремешок, на которой знак с одной стороне в ноздре, и тут же между камешками нашёл таких же особливо похожих на золото крупинки три или четыре, а подлинно не помнит».

Ерофей отдал находку серебряных дел мастеру, который: «при нём на угле сделал ямку, показанные крупинки в огне продул, и явилось золото с четверть золотника». За находку крестьянину выдали 24 рубля 63 копейки, причём только через два года, а всё это время бедного Маркова обвиняли в том, что он держал золотоносное место в тайне. Дело в том, что в указанном Ерофеем месте поначалу ничего не нашли: «попадаются только пустой камень и глина, сообщал в Канцелярию асессор Юдин». Но потом здесь прорыли шахту и добыли только за сентябрь 1747 года 132 грамма первого уральского золота.

Но это всё пустяки по сравнению с самым большим слитком золота, который добыл 26 октября 1842 года 17–летний сирота Никита Сюткин. Случилось это на Царско–Александровском прииске недалеко от Миасса. Интересно, что местную шахту уже собирались закрывать, но паренёк решил снова в ней покопаться. Тут–то он и наткнулся на глубине трёх метров на слиток весом в 36 килограммов 16 граммов. Слиток назвали «Большой треугольник». Сейчас он хранится в Алмазном фонде России в Москве.

А вот Никите находка счастья не принесла. За слиток он получил вольную и 4 399 рублей ассигнациями – огромная сумма по тем временам. Сначала всё было хорошо – Сюткин женился, завёл детей, зажил в просторном доме. После всех трат у него осталось ещё 2 тысячи рублей, которые он положил в банк. Но затем Сюткин крепко запил – его однажды даже высекли розгами в присутствии работников прииска. От спиртного Никита и помер.

   
   

Ищите «гнёзда»

Неудивительно, что многие золотые находки связаны с рекой Миасс. По словам краеведа Татьяны Корецкой, Золотая долина реки Миасс начинается в Учалинском районе и тянется до города Миасс.

«Практически вся река до сих пор золотоносная – геологи брали пробы в разных местах и везде находили крупицы драгоценного металла, – говорит краевед. – Более того, вдоль реки располагается не только Золотая долина, но и Яшмовый пояс. Эти богатства и привлекали сюда людей с самых древних времён. Причем если мы делаем из яшмы украшения, то прежде она шла на орудия труда. Впрочем, до сих пор сургучную яшму используют для отсыпки дорог на юге области».

Другой важный золотоносный район на Южном Урале – Пласт и его окрестности. Здесь драгоценный металл добывают промышленным способом в больших масштабах. Своё название город получил из–за мощного пласта золотоносного песка. И, разумеется, есть желающие «приобщиться» к промыслу. Говорят, что здесь действует нелегальная скупка золотого песка.

Известны также такие месторождения, как Непряхинское, Кочкарское, Брединское и Гумбейское. К примеру, Непряхинское месторождение находится в 10 километрах севернее станции Чебаркуль. Разрабатывалось оно до 1960 года. Потом работы здесь свернули, так как это место заняли болота. Сейчас здесь снова пытаются добывать золото промышленным способом. Самый крупный самородок, который находили под Непряхино, был весом 94 грамма.

Для самостоятельной добычи золота можно воспользоваться разве что методом промыва и металлоискателем. Правда, металлоискатель способен обнаруживать самородки лишь на глубине до 20 сантиметров. Если самородок тяжелее грамма, то даст о себе знать на глубине 30 сантиметров. Таким способом золото ищут обычно в техногенных россыпях.

Более дешёв, хотя и более трудоёмок, метод промыва. Самородки можно искать в верховьях ручьёв и рек, так как золото плотный металл и не в самородках не переносится на большие расстояния. Чем дальше от истока, тем золота мельче. Бывают «гнёзда» – участки, где самородки встречаются вместе с золотым песком. Для промывки вам понадобятся лоток, гребок, чашка для золота. Можно построить и «проходнушку» – жёлоб из досок, который ставят в ручей. На её дно ставят ребристые резиновые коврики, поверх которых размещают лист железа, в котором пробиты отверстия. На лист высыпают породу, которую надо ворошить лопатой – золото в итоге остаётся на ковриках, а породу с листа уносит вода.

22 КамАЗа сокровищ

А можно найти золото, которое кто–то уже обнаружил и спрятал. Речь идёт о кладах. Их на Южном Урале хватает.

Так, в Кусинском районе рассказывают о кладе Пугачёва. При походе по здешним местам у атамана было 200 тысяч рублей. Чтобы перевезти такое количество денег в металле, понадобилось бы 22 КамАЗа! В окрестностях Кусы не менее 57 рудников пугачёвских времён, где вполне может таиться сокровище. В этих же местах есть гора Кладовая, которую легенды также связывают с атаманом. Среди других мест, связанных с пугачёвскими сокровищами, – озеро Инышка рядом с Тургояком, берег реки Ай, пещеры у озёр Большое и Малое Миассовое, каменная глыба у станицы Степная в Троицком районе.

Поговаривают и о кладе Перфилия Масалова, который был правой рукой Демидовых. Есть подозрение, что Масалов нашёл золото и тайно чеканил монеты. Вот только после его смерти сыновья золото не нашли и перегрызлись между собой из–за этого. Вероятно, клад монет и золота Масалова до сих пор схоронен где–то в окрестностях Кусы.

Не исключено, что рядом с заброшенным полустанком Арша спрятан груз с «золотого эшелона» Колчака. Рядом с Аршой был завод Сергея Злоказова, который был знаком с Колчаком и поставлял мины для царского флота, где до революции служил Колчак.

«В Гражданскую войну полустанок охранял колчаковский бронепоезд, а в деревне поблизости находился штаб белой контрразведки. Самое удобное место, чтобы разгрузить часть вагонов и спрятать золото», – уверен Анатолий Блиновский.

Есть и более древние сокровища. Не так давно археологи обнаружили богатое золотом захоронение сарматов VII–VI веков до нашей эры у села Кичигино в Увельском районе. Это большая удача, так как большинство захоронений здесь разграбили кладоискатели ещё в глубокой древности.

Кое–что всё же уцелело. Так, в 1900 году некий крестьянин нашёл вблизи нынешнего посёлка Ново–Бурино в Кунашакском районе около 20 фигурок из меди, а на одной из них были золотые кольца. Их называли «Чудские божки» или «Пляшущие человечки». Сейчас часть фигурок в Эрмитаже, а часть в краеведческом музее в Екатеринбурге. А уже в 2011 году под Магнитогорском нашли также захоронение жрицы из племени гуннов. Судя по останкам, она была горбатой. На останках сохранилось золотое ожерелье, украшения для одежды и содержимое кошелька.

Многие золотые находки связаны с рекой Миасс. Фото: pixabay.com

Так что в земле Южного Урала до сих пор таится немало кладов.

Кстати

У южноуральских кладоискателей есть свои суеверия. Связано это с тем, что многие клады считаются проклятыми, поэтому осторожность будет не лишней. Некоторые кладоискатели берут с собой такие амулеты, как заячья лапка, волчье сердце, баранья лопатка, высушенный корень бадана. Другие полагаются на религиозные символы – например, ладанку в мешочке.

На заметку

Сейчас заниматься добычей золота в России могут только юридические лица. Незаконная добыча золота считается уголовным преступлением и карается ограничением свободы на несколько лет. Это прописано в статье 191 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если золото добывает целая группа, то срок наказания может вырасти до 7 лет. Физическим лицам разрешено добывать золото только в пределах действующих горных отводов и только из техногенных отложений.