Челябинск, известный в годы Великой Отечественной войны как Танкоград, переориентировался с производства боевых машин на «мирно пашущие танки». Речь идёт о бронированных бульдозерах, способных работать в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях. Ноу-хау, которым заинтересовалось не только Министерство обороны России, но и арабские страны, выпустил Челябинский тракторный завод.
1 июня «ЧТЗ-УРАЛТРАК», являющийся одним из крупнейших машиностроительных предприятий страны, празднует 85-й юбилей. О том, как завод приближал победу над фашистами и теперь помогает нефтяникам и энергетикам, читайте в материале «АиФ-Челябинск».
По 20 танков в день
Известность предприятие приобрело в 1937 году. На Всемирной выставке в Париже одна из первых заводских моделей - трактор «Сталинец-65» - получила Гран-при. До этого машину испытали в походе по Якутии при 50-градусном морозе и в горной местности. Уже через три года в Челябинске был выпущен 100-тысячный трактор. Однако из-за начала Великой Отечественной войны рабочим пришлось перейти на серийное производство боевой техники. Объединив мощности с эвакуированными Кировским (из Ленинграда) и Харьковским моторостроительным заводами, ЧТЗ сформировал танкостроительный комбинат. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня!
В военные годы на челябинском заводе изготовили 18 тысяч боевых машин. Благодаря этому город получил второе название – Танкоград. Его не было на картах, но о нём слышал весь мир. В день на ЧТЗ собирали по 20 танков Т-34 и 10 тяжёлых машин. Один из танков – «Челябинский колхозник», построенный на деньги южноуральских сельчан, – навечно установлен на склоне Мамаева кургана.
Запомнили немцы и советского «зверобоя». Так прозвали самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152. Впервые её применили на Курской дуге. 50-килограммовые снаряды самоходок буквально проламывали броню тяжёлых гитлеровских танков, срывали с них орудийные башни. Хвалёные «пантеры» и «тигры» оказались бессильными против крепкой брони и могучего артиллерийского удара. Всего же за годы войны учёные Южного Урала разработали более 80 опытных образцов боевых машин. Примечательно, что специалистов Челябинского тракторного завода по сей день приглашают в Москву для подготовки военной техники к участию в Параде Победы.
Челябинские великаны бьют рекорды
В послевоенные годы завод переориентировался на машины, отстраивавшие страну после разрухи, возводившие крупнейшие объекты. Претендовать на звание самого массового трактора в мире может Т-100, знаменитая «сотка», которую знают и помнят на всех континентах, включая Антарктиду. Эта машина, по сути, восстановила народное хозяйство страны, подняла целину.
Высокой скоростью, мощью и способностью работать как электростанции обладали первые в мире дизель-электрические агрегаты ДЭТ-250. Модель стала золотым призёром на международных выставках и выпускалась свыше полувека. Ещё более грандиозным агрегатом стал Т-800 - супертрактор, равных которому по размерам и мощи не было ни в стране, ни за рубежом. Олицетворявший индустриальную мощь Отечества трактор-великан даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гусеничный агрегат мира.
Кстати, завод оказал огромное влияние и на формирование городской и культурной среды в самом Челябинске. Вокруг предприятия выросли кварталы в стиле модного тогда конструктивизма, а улицы называли в честь заслуженных конструкторов. Уже в 1943 году Челябинск неофициально стал городом–миллионником.
Тракторы с бронёй
Техника ЧТЗ продолжает оставаться востребованной и сегодня. Как и в годы Великой Отечественной, завод участвует в укреплении обороноспособности государства, создаёт двигатели специального назначения для передовых вооружений. Они полностью соответствуют статусу машин нового поколения, превосходя зарубежные аналоги. Одним из свидетельств высокого качества заводских моторов являются победы российских военнослужащих на соревнованиях «Танковый биатлон».
Работая на стыке военной и гражданской продукции, челябинские специалисты начали изготавливать бронированные бульдозеры и трактора, которые могут использоваться при работе в экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, а также на передовой, выдерживая попадания в них из стрелкового оружия. Это заводское ноу-хау уже закупило Минобороны России, более того - им заинтересовались арабские страны.
Важное место на предприятии также отводится разработкам, касающимся непосредственно гражданской продукции. Тракторостроители произвели для добытчиков алмазов погрузчик-трансформер - ПК-70. Новинка легко трансформируется в колёсный бульдозер и агрегат по уборке снега.
«Основным рынком сбыта для компании является Российская Федерация. Технику покупают предприятия нефтегазовой отрасли, которые обустраивают месторождения, тянут трубы, занимаются геологоразведкой, а также железнодорожники, угольщики, энергетики, предприятия дорожно-строительной и золотодобывающей отраслей, промышленного строительства, - рассказывают в пресс-службе ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». – Машины приобретают практически все страны бывшего Союза. Кроме того, ещё с советских времён в Европе остался большой парк техники. Поэтому осуществляем поставку туда запасных частей. Основными рынками сбыта в дальнее зарубежье являются государства Азии и Африки».
Прикоснуться к истории
На предприятии сейчас трудится свыше 6 тыс. человек. За последние годы в связи с процессом «перезагрузки» производства завод заметно «помолодел». Реорганизация должна сделать предприятие более эффективным и конкурентоспособным. Для ускорения адаптации молодёжи в коллективе развивается программа наставничества, действует трёхстороннее соглашение по принципу «школа – техникум – завод».
Молодые рабочие активно участвуют в профессиональных и культурных мероприятиях. Так, в преддверии Дня Победы они организовали съёмки фотопроекта «Живая Победа. История войны в лицах», идея которого заключается в сохранении памяти о военном поколении. Челябинцы реконструировали исторический снимок 1943 года из архива Музея боевой и трудовой славы ЧТЗ. На фото - заводские испытатели бронетанковой техники, которые работают на полигоне предприятия с опытным образцом танка ИС-1.
«Поскольку редкого ИС-1 сегодня нет в заводском собрании исторических машин, было решено снимать его наследника - последний тяжёлый танк, созданный конструкторами предприятия в годы войны - ИС-3, машину, ставшую символом Танкограда. Единственный на Южном Урале его ходовой экземпляр бережно сохраняется на заводе и ежегодно участвует в показе исторической военной техники 9 Мая», - отмечают в пресс-службе ЧТЗ.
Подходящую площадку для съёмок нашли на территории завода. Ребят одели в одежду времён 40-х и расставили на башне танка, как на историческом снимке. Актёрами на время стали рабочие, чьи родители также трудились на Челябинском тракторном заводе, а их деды воевали на фронте. Так, парни прикоснулись к истории.