Вывернул дом наизнанку. Как самоизолировался участник «Ариэля» Борис Каплун

Борис Каплун (на фото второй справа) всегда был одним из самых известных участников ансамбля © / Из личного архива

Необычный клип о героях Великой Отечественной войны записал известный музыкант и певец Борис Каплун. По его словам, это был для него эксперимент – впрочем, одному из самых узнаваемых лиц легендарного «Ариэля», эксперименты никогда не были в диковинку. Так же это дань памяти павшим на войне, ведь и родители нашего героя понесли в те годы страшные утраты.

   
   

О семейной истории, экспериментах в искусстве и о выживании в карантин – в беседе с нашим гостем редакции.

Как затронула война?

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Как родилась такая идея – стихи под музыку? Или изначально должна была быть песня?

Борис Каплун: - Никто не ожидал, что будет такая форма. Сам я давно знаком с поэтом Владимиром Борисовым – лет пять-семь назад он мне подарил книгу своих стихов, которые мне очень понравились. А недавно мне предложили написать музыку к одному из стихотворений, посвящённых павшим на Великой Отечественной войне. Я сразу честно сказал, что вряд ли напишу и посоветовал обратиться к журналисту Роману Грибанову, который затеял большой проект к 75-летию Победы – там и стихи, и песни, и видеоклипы. Вот Рома и предложил уже мне прочесть стихи под музыку – её написал композитор Максим Соколов из Чикаго вместе с челябинцем Алексеем Куликовым. Вот так и появился видеоклип.

Мне, честно говоря, не понравился результат – чтец из меня неважный, я ведь артист музыкального жанра. Но люди говорят другое – многим клип пришёлся по душе. Шутили: «Как это, усатый, ты согласился?». Я только смеюсь в ответ: «А меня никто и не спрашивал!».

- Честно говоря, удивило, что в клипе есть видеохроника Челябинска 40-х годов. Я думал, сохранились лишь фото…

- Да, это потрясающие кадры. Ведь где-то удалось их найти! Нынешний проспект Ленина, улица Кирова, узнаваемые места, а главное, люди на этих кадрах, снятые крупным планом. Можно увидеть проводы Уральского добровольческого танкового корпуса.

   
   

- А ваших родственников затронула Великая Отечественная война?

- Конечно, затронула – как и всех. Мама моя потеряла первого мужа – она жила в начале войны под Киевом, муж был политруком. Всю бригаду раздавили танками.

А отец родом из Молдавии. Во время бомбёжки он потерял всю семью – эвакуировались на пароходе и попали под фашистский самолёт. Он один выжил, а жена и трое детей погибли. Страшная история…

Встретились мама и папа в Оренбурге – такая вот судьба.

 

Что проще – петь или читать?

- Вам проще было бы спеть стихотворение, чем прочитать его?

- Конечно, хотя со стороны, наверное, кажется, что легче прочесть. Если бы я пел, интонации, атмосфера были бы другими. У меня мама хорошо читала стихи, а отец пел – так что я в отца пошёл.

- А на какой эксперимент в искусстве вы бы не согласились?

- Мне уже несколько раз предлагали играть в спектаклях, но я каждый раз отказываюсь. Вот если был бы какой-то симбиоз – музыка, театр, что-то ещё – я бы согласился. Хотя, конечно, у меня есть опыт, когда я примерял на себя разные образы – не просто пел, но и играл. Взять, например, Баба-Ягу. Но это немого другое – в чистой драматургии я бы играть, наверное, не смог. Скажем так, хотя музыканты играют, не все музыканты могут быть актёрами. В то же время я знаю немало актёров, которые хорошо поют.

- Режиссёр Баз Лурман, создатель известных мюзиклов, как-то признался, что долго не мог решить, что проще – взять певцов и научить их играть или же научить петь актёров. В итоге выбрал второе.

- И правильно сделал. Актёры больше понимают, как работать с текстом, интонациями, переживают их.

- Кстати, ведь и песни «Ариэля» были в своё время экспериментом – сейчас это классика, а какой была первоначальная реакция?

- Соединить современную музыку и фольклор – некоторые были уверены, что народ это не поймёт. Нам напрямую говорили: «Зачем перевираете замечательные народные песни?». Но мы эти песни расширяли, драматизировали, вводили сюжетную линию. Началось всё с песни «Ой, мороз, мороз». Играли не только русский фольклор – была, например, украинская «Марыся».

Мы ведь даже и «Битлз» пели на русском языке – впрочем, не мы одни. То же делали и «Поющие гитары». Привлекло то, что в основе всегда была хорошая мелодия, барабан и бас-гитара.

- А как вы относитесь к рэпу, который сейчас так популярен?

- Я слышал очень талантливый рэп. Названия, правда, не помню – они довольные сложные у рэп-исполнителей. Вообще, не такого вида искусства, который я бы не любил – главное, что было исполнено профессионально и талантливо.

- Одно время говорили, что в Челябинске появится памятник группе «Ариэль» - эта идея еще обсуждается?

- Боюсь, эта идея уже ушла в небытие. Хотя я был бы только рад, если бы такой памятник появился в городе. Предлагали, чтобы это был бы больше памятник эпохе – даже без наших лиц, а просто образ некоей ВИА. Что ни говори, а ту эпоху без «Ариэля» представить невозможно.

Чем можно заняться дома?

- Как сейчас переживаете карантин? Чем занимаете время?

- Затеяли ремонт квартиры, так что устроили глобальную чистку. Вывернули дом наизнанку. Столько книг, нот, фотографий скопилось, что уже на голову падают! Причём фотографии-то всё повторяются. Часть вещей для детского дома собрали – ребята должны заехать.

Ходить всё равно никуда нельзя. Правда, по Интернету ещё удаётся вести занятия в школе вокального искусства, которая действует при театре оперы и балета – я в этой школе преподаю, у нас 65 учеников. Скоро спектакль «Алиса в Стране чудес», так что готовиться надо, несмотря на карантин.

- А что бы вы посоветовали тем, кто изнывает от того, что сидит дома?

- Я вообще не понимаю, когда говорят – мол, нечем заняться. Как так – нечем? Оглянитесь вокруг! Всегда можно дела найти. И творчеством тоже заняться. Шевелиться надо, ведь движение это жизнь. Даже в пределах дома.

Это интересно

Группу «Ариэль» многие заметили после конкурса «Алло, мы ищем таланты», который вёл другой наш известный земляк – Александр Масляков. Челябинцы имели все шансы завоевать первое место, но уступили ансамблю «Ялла» из Узбекистана.

Зато первого места добились на конкурсе «Серебряные струны» в Горьком. А вот на следующий конкурс, в Лепаю, группу не отпускали – поэтому «ариэлевцы» продали гитару, и на вырученные деньги отправились всё-таки в Прибалтику.