В военных фильмах полно ошибок. Носили ли медсестры юбки?

Во время реконструкции боев приходится примерять разные роли - и красноармейцев, и бойцов вермахта. © / Правительство Челябинской области

В 2023 году исполняется 80 лет Уральскому добровольческому танковому корпусу. В ознаменование этой даты в Челябинской области с 18 по 20 августа пройдёт научно-популярный фестиваль исторической реконструкции «Застава». Будет воссоздана битва при селе Стшельце, где отличились уральские танкисты.

   
   

Наш гость - руководитель парка живой истории «Застава 18», организатор фестиваля «На Заставе» Андрей Шавва.

От окопа до сожжённого хутора

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Что особенного увидят зрителя фестиваля в этом году?

Андрей Шавва: - Нам хотелось показать историю формирований именно из южноуральцев. Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса воссоздали и в других регионах – например, было мероприятие в Башкортостане, в Свердловской области. Но у нас будет самый большой фестиваль.

Первый день пройдёт в парке «Россия. Моя история» - там запланированы лектории, выставки. А в воскресенье, 20 августа, состоится главное действие в парке живой истории «Застава 18» - в Красноармейском районе. Там несколько площадок – окопы, блиндажи, даже сожжённый хутор. Приедут 100 реконструкторов из самых разных регионов: от Сибири до Поволжья, включая, конечно, уральцев.

Зрители смогут походить по локациям, пройти курс молодого бойца, поговорить по настоящему военному телефону тех лет – мы провели связь. Затем мы покажем воссозданную битву при селе Стшельце в Польше.

- Чем интересна эта битва?

   
   

- Корпус вёл там достаточно серьёзные бои – это было завершение Львовско-Сандомирской операции. Уральцы форсировали реку и вошли на территорию Польши, создав плацдарм для дальнейшего наступления в ходе уже Висло-Одерской операции.

Используем много техники, включая танк Т-34, который нам предоставил ЧТЗ. Привезут также технику из Перми, Екатеринбурга.

- Кого вы сами будете представлять в реконструкции?

- Ротного командира Красной Армии. Но роли часто меняются – в мероприятии, например, в Екатеринбурге я играл офицера вермахта. Как правило, у каждого из нас есть по несколько комплектов формы для обеих сторон. Я сам специализируюсь на коллекционировании именно амуниции времён Великой Отечественной войны.

Рассольник по воспоминаниям

- А как появился ваш парк живой истории?

- Реконструкциями мы занимаемся достаточно давно, но одно дело разыгрывать сражения в поле, а другое дело в специальном месте, где можно возвести настоящие фортификации. Поэтому наш клуб реконструкторов «Братья по оружию» решил создать парк – приобрели землю, подключили единомышленников. Очень нам помогла победа в конкурсе президентских грантов.

В парке мы также проводим экскурсии, живые уроки для школьников. Так что помогаем и развитию туризма в районе, и ведём просветительскую работу.

- Трудно полностью погрузиться в другое время?

- Мы стараемся – живём, к примеру, во время фестиваля полевых лагерях без современных удобств. То, что зрители увидят в течение 4 часов, нам надо подготовить за три дня – и всё это время мы, что называется, погружены в среду того времени. Часто используем настоящие предметы бойцов Великой Отечественной войны – шлемы, противогазовые канистры, лопаты.

- Когда к вам приходят на уроки и экскурсии, чем больше интересуются?

- Как ни странно, бытовыми условиями, в которых жили бойцы. А вот оружие вызывает куда меньше интереса. Поражаются тому, насколько всё продумано было в мелочах, многофункционально. Многие удивляются, что известные ныне фирмы существовали и тогда, выпускали продукцию, которой пользовались военные. Этому есть объяснение – во время Второй мировой войны на крупных заказах от государства во всём мире поднялось немало фирм.

Помню, одна девочка спросила: «А почему вот это называется плащ-палатка?». Тогда мы ей и показали – боец носил плащ, который в любой момент мог снять, развернуть и использовать как палатку.

- Еду тех суровых лет вы тоже стараетесь воссоздать?

- Да, у нас есть оригинальная полевая кухня. Сохранились и рецепты – из полевых кухонь, а также воспоминаний ветеранов. На маневрах у села Брусяны мы были на том же самом месте, где в военное время находилась учебка разведроты. Нашли воспоминания ветерана, который там обучался – он написал рецепт рассольника, которым их кормили. И наш повар сварил такой же суп, так что погружение в среду было полное!

По фильмам кажется, что солдаты ели, в основном, тушёнку из банок, но на самом деле такое случалось, если размбомбили полевую кухню. Ели супы, каши, работали даже полевые пекарни.

- А легендарные сто грамм насколько были распространены?

- Сами мы их не употребляем, бережём честь мундира, да и ответственность перед зрителями чувствуем. Но и в годы войны это была не такая уж распространённая практика. Спирт чаще использовали для других целей.

Так один ветеран-танкист рассказывал, что в Польше пришлось каждому по очереди дежурить, подтапливать танк, чтобы не замёрз двигатель. Бойцы тогда слили все свои сто грамм в одну ёмкость, чтобы дежурные не пили, а растирали себе ноги.

В фильмах много ошибок

- Когда сморите фильмы про Великую Отечественную войну, много подмечаете ошибок?

- В современном кино постоянно вижу ошибки. Впрочем, в советских картинах они тоже есть. Так медсёстры вовсе не ходили в юбках и не тащили с поля боя раненных бойцов. Конечно, 80 лет назад женщины были крепкие, но даже им не под силу было бы тащить здорового мужика, да ещё под обстрелом. Когда пишут – сестричка вытащила столько-то бойцов, это не надо понимать буквально. Она действительно осматривала тела, определяла тех, кто жив, оказывала первую помощь, а затем ждала санинструктора с носильщиками. После определяли характер ранения, сортировали по степени тяжести.

У немцев подход был немного другой – санитары у них были универсальными специалистами, которые должны были оказать различные виды помощи на месте. Но практика показала, что советский метод оказался более эффективным – лучше было бы эвакуировать раненых как можно быстрее в условия, где ими могли заняться разные специалисты.

- Какие же фильмы из современных вы считаете более-менее достоверными?

- «Подольские курсанты», «28 памфиловцев», «Брестская крепость». Но это кино. Если же хотите увидеть битву времён Великой Отечественной перед собой, приезжайте в наш парк на фестиваль. Пройдите по траншеям, посидите в палатке или блиндаже, примерьте форму – это действительно живая история.