В бой идут сучкорезы. В Челябинске снова начали уродовать деревья

Сотни деревьев весной лишаются кроны. © / https://vk.com/

Безусловно, устоявшийся антибренд нашего города – обрезка деревьев «по-челябински». Как говорят биологи, уже более 10 лет происходит ухудшение качества зеленых насаждений. Одна из причин – «глубокая омолаживающая обрезка». После нее от дерева остается или ствол без веток, или просто пень.

   
   

«Раны не затягиваются»

Как объясняет директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер (а мы не раз общались с ней на эту тему), подобная обрезка только уродует стволы:

«Раны, которые нанесены дереву, никогда не затягиваются. Довольно часто эта варварская процедура сопровождается обдирами коры до основания стволов. Деревья получают не только обширные, не зарастающие повреждения, но и сразу подвергаются нападению «полчищ» патогенных вредителей-микроорганизмов, которые довольно быстро приводят растение к гибели».

На протяжении многих лет мы наблюдаем одну и ту же картину: весной бригады рабочих с пилами и топорами пилят, рубят, режут, оставляя после себя вместо полноценных деревьев уродливые обрубки. Потом фото этих голых стволов и пней попадают в соцсести, и горожане начинают возмущаться этой варварской обрезкой.

Причем, подобная практика противоречит нормативному документу – инструкции по созданию и содержанию зеленых насаждений г. Челябинска, утвержденной Постановлением главы города от 2 декабря 2004 года. В п. 4.1.4.6. инструкции говорится: «Обрезку ветвей следует проводить, укорачивая их на 1/2 - 3/4 длины». Но эти «мелочи» никого не смущают.

О том, насколько «профессионально» проводится эта обрезка, можно судить по прошлогодней истории: тогда подрядчики умудрились обрезать даже березы. Особенность березы в том, что это дерево вообще не переносит обрезку, ветки у нее не восстанавливаются. Но, как тогда написали в официальном ответе сотрудники Управления экологии, «законодательством РФ не предусмотрено участие экспертов-биологов в принятии решений о необходимости глубокой омолаживающей обрезки деревьев».

«Как из фильма ужасов»

Что ж, нынешняя весна не стала исключением. Эпидемия – эпидемией, а обрезка по расписанию. В обрубки на днях превратились 9 деревьев (тополя бальзамические, ивы ломкие), растущих возле Уральского медицинского колледжа. Информация об этом размещена в челябинском паблике «ОбрубиЧе | Деревья и обрубки».

   
   

«Пока в нормативной документации не будет четкого определения понятия «омолаживающая обрезка» (схема, метод и т.д.), так и будет продолжаться. Такое варварство называется омолаживающей обрезкой», – пишет челябинка Ольга Карнаухова.

«Боже, как будто проклятье над Че – остовы деревьев и серые ржавые заборы. Бедные мы, убогие, жить в такой среде», – это эмоциональный комментарий Елены Григорьевой.

Такая же участь постигла и 50 деревьев, расположенных у школы № 109. «Деревья после корявой обрубки выглядят, как из фильма ужасов», – считает Андрей Филатов.  Обрубки после «омолаживающей обрезки» появились и на ул. Чичерина 21а, детсад № 108, и на ул. Агалакова, 46, школа № 51, и т.д. Как видим, в этом году глубокая обрезка настигла зеленые насаждения, расположенные на территории школ и детсадов. Фото с торчащими обрубками заполонили соцсети.

Кстати, челябинцы пишут в комментариях, что подрядчики, проводящие обрезку, нарушают приказ Госстроя РФ № 153. Давайте проверим. В приказе дается определение видам обрезки деревьев, и действительно, те нормы, которые там прописаны, совершенно не совпадают с челябинской практикой.

«Омолаживающая обрезка – это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом образуют суховершинность. Омолаживание деревьев следует проводить постепенно – в течение 2-3 лет, начиная с вершины и крупных скелетных ветвей», – говорится в приказе.

Какие 2-3 года? В Челябинске «омолаживающие обрезка» сотен деревьев случилась за несколько апрельских дней. Причем, у большинства из них не было никакой суховершинности, а была нормальная здоровая крона.

На улице Энгельса у лип срезали здоровые ветви. Фото: Facebook

«Пилить отсюда и до обеда»

Никто не спорит, обрезка деревьям нужна, но грамотная и выборочная. Убирать надо старые, больные или слишком разросшиеся ветви. Но это небыстрая, кропотливая работа, требующая от исполнителей хоть какой-то подготовки. Куда проще подогнать бригаду, дать команду «пилить отсюда и до обеда» и таким образом освоить бюджетные деньги.

Недавно депутат Центрального района Елена Вахтина попыталась остановить очередную обрезку – рабочие спиливали ветки у лип на улице Энгельса. Она позвонила в Комитет дорожного хозяйства, вызвала полицию, пообщалась с рабочими. Выяснились любопытные подробности того, как происходит обрезка «по-челябински».

«Ребята с пилами сказали мне, что их наняли для этой работы, они приехали из Челябинской области. По их мнению, все они делают честно и пилят красиво, – рассказывает Елена Вахтина. – Главное – у них на руках не было никакого техзадания. Приехавшая по моей просьбе сотрудница Управления дорожного хозяйства Майя Главинская сказала, что здесь делается санитарно-формовочная обрезка. На другие вопросы отвечать не стала и, сославшись на занятость, уехала».

«Бессмысленно проводить обрезку»

За обрезку лип на ул. Энгельса отвечает ИП Рябов А.А.– именно эта фирма выиграла конкурс на выполнение работ по санитарной и формовочной обрезке зеленых насаждений (деревьев) Челябинска. Цена вопроса – 28 546 535,88 рублей.

Можно найти и техзадание по данному контракту. Читаем: «Обрезка деревьев должна проводиться квалифицированным персоналом, владеющим техникой обрезки. При обрезке должны применять специализированный инструмент (сучкорезы, высоторезы, бензопилы), и другие инструменты согласно «Методическому пособию по определению видов обрезки крон деревьев и кустарников и требованию к производству данного вида работ». В результате санитарной обрезки кроны должны быть удалены старые, больные, усыхающие и поврежденные ветви».

Во-первых, как минимум, возникает вопрос о квалификации персонала, не имеющего на руках технического задания на проводимые работы. «На вопрос, какую обрезку они делают, рабочие не ответили ничего вразумительного», – говорит Елена Вахтина. Во-вторых, в процессе обрезки лип удалялись не «старые и больные» ветки, а просто срезались до основания все ветви на высоту трех метров от земли.

Кстати, в методическом пособии (на которое ссылаются в техзадании) сформулированы важные требования, которые у нас в Челябинске вообще не соблюдаются.

Цитирую: «Для получения регулярно здоровых и мощных приростов необходимо обеспечить достаточную подкормку и полив, особенно это касается растений, ежегодно подвергающихся сильной обрезке. Бессмысленно проводить радикальную обрезку, если растениям не хватает питательных веществ и воды для образования нового прироста. Обрезка деревьев и кустарников должна проводиться на фоне полноценного агротехнического ухода в зависимости от вида растения, возраста и условий произрастания».

Золотые слова! Получается, что обрезка обязательно должна идти в комплексе с агротехническим уходом. Вот только контрактов на уход и полив что-то не видно. А различные обрезки в Челябинске проводятся каждый год. О необходимости агротехнического ухода биологи говорят давно, но их никто не слышит…

Комментарий

Агроном, директор по производству ООО «Ботаник» Татьяна Журавлева:

– Я как специалист могу сказать, что обрезка лип на улице Энгельса получилась варварской. Кстати, техническое задание там было сформулировано правильно. Предусматривалась формовочная обрезка кроны. Вместо этого бригада подрядчика спилила все нижние ветки (около 20% всех веток). Получился голый 3-метровый ствол.  Спилили очень грубо, повредили кору. Ослабленные ветки с кроны не удалялись, крона по-прежнему упирается в провода.

Сейчас формовочную обрезку делать уже нельзя, так как часть веток спилена, и деревья в результате ослаблены. Если теперь еще будут проводить и обрезку кроны, то тогда велик риск, что эти деревья вообще погибнут. Мне как налогоплательщику, честно говоря, непонятно: почему за те деньги, которые мы платим в бюджет города, мы получаем такой чудовищный, непрофессиональный результат работы подрядчиков?

Кстати

Каждое дерево в результате обрезки недоулавливает в течение года 67.7 кг углекислого газа и недопоставляет в атмосферу города 51.8 кг кислорода. Средняя площадь тени обрезанных деревьев в полдень в 8.5 раза меньше, чем у экземпляров, не подвергавшихся глубокой обрезке.