Пенсионеры и сейчас собираются в союзы. И они очень крепки. Им есть что вспомнить и чему поучить молодёжь. Недавно они, например, отметили 105-летие комсомола, а год назад – 75-летие общества «Знание».
Сегодня мы знакомим читателей с несколькими людьми, которые собрались вокруг просветительской организации общества «Знание». Среди них известные лекторы, для которых «Знание» стало трамплином в большую политику, и пенсионерки, которым общество помогло побороть болезни и начать путешествовать.
Умирать некогда
Общество «Знание» в лихие 90-е, когда развалилась система приглашения лекторов на предприятия, придумало новые форматы просветительства. Здесь в 1999 году возник «Народный университет» для пенсионеров, а три года назад клуб «Для тех, кому за 80». Оба действуют до сих пор.
Лиру Николаевну Дерябину её ученики в Коркино до сих пор останавливают на улице и благодарят за уроки химии. Педагог вышла на пенсию по выслуге, но продолжила преподавать. В семье Дерябиных это делали все. Отец Лиры Николаевны – физик, мама – учитель иностранного языка. Дочку отец-физик, вспомнив о лириках, назвал Лирой.
Дочь учителей стала педагогом, но не лирических дисциплин. «К десятому классу я влюбилась в химию, – признаётся Лира Николаевна. – Подошла к отцу и говорю: «Пап, очень люблю математику. Но и без химии не представлю жизни». Отец ответил: «Это твой выбор. Не обижусь, если не выберешь математику». Так я стала учителем химии и вернулась преподавать в ту самую школу, где оканчивала седьмой класс». Её стаж в педагогике – 50 лет.
Сейчас Лире Николаевне 88. Сегодня на улице минус 32. Пришлось уступить внуку, который не разрешил бабушке в мороз пойти на урок нейрографики. Благодаря обществу «Знание» жизнь пенсионерки расписана по часам. «Диван у меня свободен, – говорит она. – Некогда порой уборку влажную сделать».
Сначала слушательницу Дерябину привлекли уроки йоги. И сейчас она с лёгкостью делает позу плуга (асана, полезная для позвоночника) – ногу за голову, и достать вытянутыми руками носочки ног.
«До этих занятий я заходилась в кашле, приступы снимала таблетками. А потом смотрю: таблетки раскрошились в сумочке, а я уже давно обхожусь без них», – признаётся пенсионерка.
Затем она нашла применение палкам для скандинавской ходьбы, которые год пылились в углу. «Одно, два, три занятия проходят, а у меня никак техника не получается, – рассказывает Лира Николаевна. – Я тогда вспомнила, как говорила ученикам: «Медведей обучают. Что ж, я вас уравнениям окислительно-восстановительных реакций не обучу?» И к четвёртому занятию овладела!»
Сейчас у Дерябиной уже несколько кубков и медалей за победу на соревнованиях по скандинавской ходьбе. Она совмещает полезное с прекрасным. Гуляет с палками вокруг озера, останавливается и фотографирует красивейшую природу. «Научившись искусству фотографии (тоже в обществе «Знание»), я другими глазами стала смотреть на жизнь и окружающих», – признаётся она.
У Лиры Николаевны есть мечта – ещё раз съездить на Байкал. «Я там была в 1982 году и душу там оставила», – объясняет она. В планах на следующее лето – сплав по реке Ай. На Зюраткуль она взобралась этим летом.
88-летняя жительница Коркино говорит: «Девчонки, вы не поверите, но умирать некогда».
«Начитал» на «Жигули» и перевёл деньги в Фонд мира
Андрей Петрович Хватков – почётный работник судебной системы РФ. Сейчас преподаватель Уральского филиала Российского государственного университета правосудия, читает лекции на факультете повышения квалификации действующим судебным работникам.
Он рассказал, что руководителем общества «Знание» в маленьком Коркино, где проживало менее 100 тысяч жителей, в советское время всегда был председатель городского суда. Андрей Петрович, к примеру, сменил на этом посту своего отца. «У нас было мощное лекторское крыло правоведов. Основной костяк – судьи, адвокаты, прокурорские. Медики-лекторы также были очень активны и востребованны. Но народ чаще приглашал судей. Я приходил в красный уголок предприятия и с 7.00 до 7.45 вещал о трудовом праве, борьбе с алкоголизмом, штрафах за самогоноварение. Рассказывал о делах последнего месяца (я же судья): «Вот у вас пять краж с места работы…» А в 8.00 уже на службе», – вспоминает Андрей Петрович.
У Хваткова прекрасная память на цифры. Он помнит, что указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» был от 16 мая 1985 года. В 25 лет он был избран судьёй Коркинского городского суда, а в 28 стал председателем этого суда!
Была ещё одна традиция – перечислять лекторские гонорары в Фонд мира. «В начале 1980-х «Жигули» стоили 5 300 рублей. Один из лекторов городского звена за десять лет работы в обществе «Знание» «начитал» на «Жигули», но перевёл эти деньги в Фонд мира», – говорит Андрей Петрович.
Тамара Семёновна Лазаренко из Коркино вспоминает, что только у них в городе в обществе «Знание» было 14 методических секций по разным тематическим направлениям. Числилось около тысячи лекторов! И это на маленький городок! Тамаре Семёновне приходилось в день организовывать до 200 лекций. Впрочем, ничего удивительного: город промышленный, было пять шахт, 50 участков на Коркинском разрезе, все работали в несколько смен – и все заказывали лекции. Руководитель городской организации до сих пор помнит, как в город приезжали звёзды – артисты Люсьена Овчинникова, Валентин Гафт, Игорь Кваша и другие.
Борис Александрович Мизрахи был членом лекторской группы обкома ВЛКСМ по теме «Молодёжные движения за рубежом».
«Рассказывал о событиях в мире, сопровождая «политинформацию» музыкой «Пинк Флойд», «Депеш мод» и других культовых групп, – вспоминает Борис Александрович. — Допустим, рассказывал о войне на Фолклендских островах и показывал фото Маргарет Тэтчер на танке. Однажды восемь часов читал лекцию с перерывами на обед и ужин. Многие из тех комсомольских активистов до сих пор, встречая меня, шутят, что ту лекцию можно внести в Книгу рекордов Гиннесса. 40 направлений в рок-музыке только! Чтобы сделать лекцию интересной, я много переводил журналов – с польского, чешского, сербского. И кстати, девушек на моих лекциях было, наверное, побольше, чем парней!»
Бориса Мизрахи называют первым челябинским диск-жокеем. В 1980-х годах он проводил в Челябинске тематическую дискотеку под названием «Международная панорама». Мизрахи считает: не будь в его жизни лекторства, он никогда бы не стал политиком (был вице-губернатором Челябинской области, депутатом ЗСО).
Пасодобль на пенсии
Идиллии Рафкатовне Клименко из Троицка в январе будет 82 года. Она не пропускает ни одного гастрольного спектакля или концерта. Посещение занятий общества «Знание» тоже отмене не подлежит. Сегодня у активной пенсионерке танцы в 18.00. Кто-то сядет смотреть ток-шоу и сериалы, а Идиллия будет танцевать ча-ча-ча и пасодобль.
В юности (в университете) она отдала танцам пять лет. А в зрелом возрасте танцует уже два десятилетия. Конечно, всё закрутилось после ухода на пенсию. «Внуки далеко. Появилось много свободного времени и возможность пожить для себя», – объясняет Идиллия Рафкатовна и перечисляет все свои увлечения. Танцевальная группа «Академия счастья» – раз, клуб книголюбов «Лукоморье» – два, рисование и рукоделие – три.
Любовь к рукоделию привила её бабушка Ашрафа Мусеевна. «Она знала 64 рецепта приготовления плова. Во времена дефицита говорила: «Как жаль, что я не могу приготовить для вас все эти рецепты, нет ингредиентов». Бабушка была философом. Мы жили в русскоязычной среде. И вот в какой-то момент она перестала разговаривать с нами на русском. Так она сподвигла нас выучить заново татарский», – вспоминает внучка Идиллия.
Окончив институт, Идиллия стала учителем немецкого языка. «У нас был клуб интерактивной дружбы, мы переписывались с Монголией, Китаем, Индией, Германией. Наши письма публиковали в газетах ГДР Neues Deutschland и Trommel на немецком языке», – рассказывает бывшая учительница.
Сейчас она находит время и на рукоделие. Всё вязаное и тёплое отправляется на СВО солдатам. А вышитое раздаривает тем, кто рядом. «В студенческие годы я вышивала портреты. Фотографировала виды хуторов Украины, составляла рисунок в цветовой гамме, затем вышивала гладью. Сейчас мне нравится вышивать мелким крестиком жанровые картины, пейзажи, сельские дворики, – говорит Идиллия Рафкатовна. – Дочь находит в интернете заготовки для вышивки. Недавно она в специальной программе обработала два фото – своё и моей внучки, и я вышила их портреты». На одну вышивку уходит три-четыре месяца, всё зависит от размера. Идиллия любит большие формы – 50 на 60 см.
Став серебряным волонтёром, Идиллия Рафкатовна навела порядок в своём дворе. Увидев крутой спуск, организовала перильца для удобства пенсионеров. Осыпавшееся крыльцо после замечаний Клименко коммунальщики сразу же обновили. И не потому, что она пообещала наклейку «Одобрено старшим поколением», просто энергичная женщина вызывает уважение сама по себе.
«Секрет активного долголетия – в движении! – не устаёт повторять Идиллия Рафкатовна. – Главное – найти в жизни интерес. Моя энергия передаётся другим пенсионерам. Я это чувствую, когда пытаюсь раскачать ленивых».
Атаман в юбке
Людмиле Николаевне Куковенковой из села Бобровка Троицкого района 71 год. Сейчас она исполняет обязанности атамана станицы Бобровской. Атаман убыл на СВО. Вообще-то в мирной жизни она заместитель атамана третьего отдела Троицкого круга Оренбургского казачьего войска по культурно-просветительской части. Но раз такое дело... Людмила Николаевна отвечает за культуру, духовность и патриотизм. Написала гимн совета ветеранов Троицкого района. Солдаты на передовой исполняют под гитару песни на её стихи. Атаман привёз, ребята оценили!
Не будь Куковенковой – не было бы в селе казачат, уверены многие бобровские старожилы.
«Посвящение в казачата прошли 90 ребят в детсаду «Колосок» и мальчишки из посёлка Новый Мир. Это очень важно с младых ногтей учить любить Родину, почитать погибших воинов», – считает врио атамана. – Мы проводим субботники на кладбище, третий год восстанавливаем братскую могилу погибших в годы революции сельчан. Возродили Бобровский родник, теперь он носит имя святого Моисея Уфимского».
Её хватает и на скандинавскую ходьбу (она ежегодный участник уральских соревнований, создала группу пенсионеров), и на сочинительство стихов, и на общественную работу.
16 декабря исполнится пять лет клубу «Непоседушки», который Людмила Николаевна организовала для пенсионеров, чтобы те не сидели дома и чтобы жизнь на пенсии не была скучной. Готовится большой праздник и концерт.
У общественницы пухлая стопка грамот и благодарностей. Однажды их посчитали, вышло 49 грамот, 24 благодарности, 11 дипломов, два гран-при, две медали от казачества.
«Рада, что жизнь не стоит на месте и впустую не проходит. Жить здорово, если ты ещё нужен и можешь быть полезным», – уверена Людмила Куковенкова.
Нам песня строить и жить помогает
Светлана Петровна Смирнова из Челябинска через всю жизнь пронесла любовь к музыке.
«Я окончила радиофакультет в Киеве и приехала на Челябинский радиозавод в качестве инженера-конструктора, – рассказывает Светлана Петровна. – В институте у нас была хоровая капелла, и нас даже посылали петь на ВДНХ. Поэтому когда я приехала в Челябинск, то сразу пошла искать хор».
Она пела в хоре при ЧТЗ, а в начале 2000-х душа её прикипела к другому коллективу – «Воскресенье», который действовал при обществе «Знание». В репертуаре были и оперы, и русские народные песни, и романсы.
Инженер-конструктор днём помогала разрабатывать оборудование для ближней и дальней авиации, а вечером вооружалась иглой и нитками, и «Знание» обучало её кройке и шитью.
«Мы сотрудничали с домом моделей. Они велели нам достать из бабушкиных сундуков отрезы. Научили шить, кроить. Мы потом эти образцы на подиуме у них демонстрировали. Сшитое тогда крепдешиновое платье я до сих пор ношу, так как веса с тех пор не набрала».
Набирать вес – это не про нашу героиню. 60 кг плюс-минус два. Секрет простой: «Нельзя сиднем сидеть! Я в течение дня ни разу не прилягу. На пятый этаж всю жизнь без лифта. Зарядку делаю каждый день. Сейчас нам в обществе организуют путешествия, и я никогда от таких поездок не отказываюсь. Мы были уже и в Троицке, и в Кыштыме, и в Екатеринбурге...»
А уж если женщины 80+ собираются вместе, особенно хористки, то уже через полчаса из-за двери доносится знакомое из Булата Окуджавы: «А время торопит, возница беспечный, и просятся кони в полёт».