Несколько лет назад Челябинскую область потрясла история Николая Безручко и его дочери Ларисы. Волонтеры рассказали, что одинокий отец живет со взрослой девушкой, инвалидом 1 группы, на 200 рублей в день. Южноуральцы бросились на помощь семье. В поселок Октябрьский везли одежду и хозтовары, переводили деньги и писали добрые слова поддержки. Как живет спустя несколько лет семья Безручко – в материале Аиф-Челябинск.
За мать и за отца
«Где бы взять мне лишние руки и ноги, - как и несколько лет назад, сокрушается Николай. - Я бы мог и заработать, и дела переделать, если бы за Ларисой пригляд был».
В квартире Николая и Ларисы все такая же идеальная чистота. Отец уделяет этому пристальное внимание — дочь почти все время сидит на полу. Девушка лишь иногда находится на диване: сама она забраться не может, а отец страхуется, чтоб не упала. Лариса любит цветы, поэтому их здесь полно. Чистота, красота и уют этой светлой квартиры показывают, какой хозяин домовитый.
«Я сбегал сейчас в гараж, принес огурчики с помидорчиками, - рассказывает Николай. - Пришла Наталья, знакомая моя, посидела с Ларисой. Я каждый миг использую, чтобы куда-то выскочить, если присмотр есть».
Много лет назад Николай Безручко привез из Казахстана жену Елену. Он закончил школу милиции и вернулся в Челябинскую область, где родился. Времена были небогатые, и Николай поехал служить в Чечню. Планировал остаться на три месяца — провел три года. Заработал деньги и стаж, вернулся. Казалось бы, живи и радуйся. Но у супругов родилась больная дочь. Лариса появилась на свет на пятом месяце беременности - стоял вопрос, выживет ли она.
С первых минут Николай окружил полным вниманием и жену, и маленькую дочку. Лариса все время плакала — особенности болезней. Когда девочке исполнилось 12, мама умерла от рака.
Убитый горем Николай не сломался. Он не мог позволить себе раскиснуть и впасть в депрессию. Лариса, его дочь, на всем белом свете нужна только ему. Мужчине предлагали пристроить больную девочку в специнтернат, но он категорически отказался. Проводя дни и ночи у постели больной жены, он научился медицинским манипуляциям. После ее ухода посвятил себя Ларисе.
Николай стал известен на всю область 4 года назад. Один из пабликов написал про мужчину, который живет с больной дочерью на 6 тысяч в месяц. Дело в том, что пенсию Ларисы и «боевые» Николая приходилось отдавать почти подчистую. Мужчина взял ипотеку, тратил деньги на лекарства. Тогда волонтеры посчитали: семья жила на двести рублей в день. Семье стали помогать неравнодушные люди – деньгами, вещами, продуктами. После публикаций в СМИ на инвалида и ее опекуна обратили внимание министерство соцразвития и омбудсмен. Николай воспрял духом и записал обращение: спасибо, продуктов хватит надолго. А главное — добрые люди помогли погасить ипотеку.
«Нужны руки»
Сейчас в жизни семьи мало что изменилось. Ларисе уже 23 года. У девушки изменились предпочтения: если раньше она любила играть в куклы, и Николай ей шил для них одежду, то сейчас обожает смотреть клипы на планшете. Сама, говорит отец, догадалась, как включать, куда нажимать. Николаю нужно отвлечься на домашние дела — Ларису может занять только планшет. Сейчас она уже не очень жалует телевизор: видимо, там не такие яркие цвета. Правда, говорит Николай, старый планшет уже почти не держит заряд, нужно покупать новый. Денег немного, но отец подчеркивает: мы не голодаем.
Николай возмущается, вспоминая о непонятной системе начисления выплат. Если ты пойдешь работать — не получишь больше как опекун. А он что же, если работает, за дочерью больше не смотрит? А кто же тогда это делает?
«Мне нужно еще полтора года стажа, чтобы пенсия по возрасту в будущем была нормальная, - говорит он. - Только сложно работать, Ларису не с кем оставить».
Семье Безручко в помощь назначен соцработник. Но толку от этого мало, говорит уставший мужчина. Речь не о конкретном человеке, а вообще. Дочь Николай купает вечером, чтобы сразу уложить спать после ванны: боится простуды. Помощь бы очень пригодилась, но у соцработника рабочий день до 17 часов. Попросил было окна помыть — оказалось, услуга эта платная. В основном бабушки, которым помогают сотрудники соцзащиты, просят сходить им в магазин и просто посидеть, поговорить. У Николая совсем другая нужда: ему требуется помощь с больным ребенком.
«Лариса ложится рано и встает тоже утром, а я ее уложу и могу спокойно дела поделать, поэтому засыпаю за полночь, - говорит Николай. - Поэтому получается, что не высыпаюсь. Она проснулась — считай, всё, больше не прилечь, а так хочется».
И всё же есть у Николая помощница — знакомая Наталья. Женщине 70, но она привязалась к Ларисе, да и с отцом давно дружна. Она страхует Николая, тот может и покалымить сбегать. Но в декабре женщину кладут на плановую операцию. Мужчина уже сейчас думает, что же делать. Ларису оставить без присмотра нельзя ни на минуту.
«Она спит беспокойно, то во сне плачет, то стонет, - признается он. - Встаю, дочке поправлю подушку, помогу повернуться. Тут Наталья меня к другу отпускала на несколько дней в гости, я приехал и не мог отоспаться. Знаю, что Лариса под присмотром, что можно спокойно отдыхать, и организм взял свое».
«Мечтаю о домике в саду»
Сейчас Николай мечтает поставить в саду дом. Легкий, из современных материалов. Чтобы Ларису можно было оставить на какое-то время с планшетом, а самому заняться грядками и посадками. Но денег на это нет, рассрочку никто не дает, и Николай задумался о продаже квартиры. Говорит, куплю меньшей площади, будет доплата — там на что-то хватит. Сейчас их «брежневка» имеет площадь 60 «квадратов». Продавать жалко, но что же делать.
Лариса уже ждет Новый год. Николай показал ей фотографии елки, Деда Мороза, и девочка знаками показала отцу, что ждет подарки и нарядную ель. Николай говорит, что не сидит дома, использует каждую возможность заработать, но не все получается. Лариса любит на Новый год наряжаться в платье — один раз в году, остальное время в брюках, для удобства. Кому-то праздник несет только веселье, а кому-то, как Николаю, — лишние расходы.
«Мне тут как-то сказали, что за счет дочери живу, - расстроен одинокий отец. - Неприятно, конечно, обидно. Я предложил: а давайте вы посидите в четырех стенах круглосуточно с больным человеком, а я на 8 часов на работу схожу — и все, свободен? Но таких желающих нет».
От редакции
Если вы хотите связаться с Николаем Безручко или помочь семье – отправьте письмо на электронную почту редакции АиФ-Челябинск chel.aif@mail.ru