Автор проекта - инженер-строитель Лев ВЛАДОВ, наш гость редакции.
Вне системы идей больше
- Среди челябинцев много критикующих свой город, но не так много тех, кто переходит к активным действиям, хотя и президент неоднократно говорил, что именно от активности самих граждан зависит, как изменится городская среда. А что для вас стало последний каплей? Очередные выбросы?
- Как ни странно, решение я принял за границей. В самом Челябинске, наверное, глаз у меня поначалу был замылен, многого не замечал. И тут однажды с друзьями проехал от Ниццы до Рима на велосипеде. Я на разу за время пути не приподнял руль, чтобы перепрыгнуть через бортик, представляете? Разве такое в Челябинске было бы возможным? Но дело, конечно, не только в велосипедах.
Я переехал в новый микрорайон и понял, что мы строить не только не научились, а скорее даже разучились, потому что утрачено было и многое из хорошего прошлого. Я инженер-строитель по образованию, могу судить об уровне инфраструктуры. Начал делиться своими соображениями в блоге. Так и родился проект «Челябинский урбанист». Повлияло и то, что практически все мои друзья уехали из Челябинска. Я задумался: почему так происходит? Честно говоря, я и сам бы уехал, но потерял бы весь социальный капитал. От малого бизнеса, которым когда-то занимался, у меня остались сбережения, и я решил посвятить всё своё время общественной деятельности.
Недовольных много, но обычный человек, которому надо семью кормить, пожалуется на городские власти за кружкой пива, а потом снова пойдет на работу. А тут надо целенаправленно не только критиковать, но и предлагать.
- И получается? Есть мнение, что чиновников наших не расшевелить.
- Почти сразу мне стали писать другие горожане, поддерживать, и я понял, что «раскорябал болячку». В защиту чиновников могу сказать, что быть госслужащим достаточно сложно. Это постоянный страх куда-то не туда наступить, быть вне системы. Я и мои друзья несистемные, так что можем подсказать необычные варианты. Например, сделать заход с улицы Коммуны в новый сквер за публичной библиотекой - сейчас там этот проезд заставлен машинами, а может получиться проход на Кировку. Знаете, я напрямую связываю городскую среду с экономическим развитием региона. Почему в городе умирает малый бизнес? Потому что люди у нас чаще не гуляют, а заезжают на машинах в большие ТРК - крупные сети, которые принадлежат москвичам. Другие ниши исчезают, и, повторю, люди уезжают.Те же мои друзья - очень талантливые люди, но они создадут кучу проектов, рабочих мест в других городах и регионах. Я намеренно делал опрос среди челябинцев в возрасте от 18 до 35 лет - почти у каждого по шесть-семь знакомых, покинувших Челябинск. Это пугает.
Машина - это роскошь!
- Разве в Челябинске совсем нет мест, ориентированных на пешеходов? Взять ту же Кировку.
- Я однажды сравнил два снимка Кировки - 2003 года и нынешнего. И на старом фото нет засилья ларьков, рекламных вывесок. А что сейчас? Кроме того, водостоки на главной пешеходной улице без решёток - почему это нельзя решить за несколько лет? Беда в том, что у нас страна ручного управления. Но зачем на кого-то постоянно перекладывать ответственность? Надо тактически, по месту решать проблемы. Начать с базовых потребностей - чтобы человек дошёл до остановки, не прыгая по бортикам и не огибая лабиринты из киосков и фонарных столбов, а это сплошь и рядом не только в Парковом, но и в центре города!
Это не только городская среда, это и экономика. Чем активнее люди гуляют, чем больше у них таких мест, тем больше различных магазинчиков, заведений. Давно известно, что пешеход тратит больше, чем автомобилист. И инфраструктура для автомобилей в девять раз дороже, чем для общественного транспорта.
- Получается, вы сторонник тех, кто считает, что надо ограничивать движение автомобилей?
- Я за то, чтобы иметь машину в городе было роскошью. Это и так дорого: в среднем содержание автомобиля обходится более чем в 200 тысяч рублей в год, то есть почти 20 тысяч в месяц. И машины делают нас интровертами, тогда как пешеходная культура нацелена на общение. Но, увы, у нас до сих преобладает мышление выходцев из СССР, для которых машина - показатель благосостояния. Беда в том, что пешеходам мешают даже на тротуарах. Чуть ли не у каждого управления свой столб! Один для проводов, другой для видеокамер, третий ещё для чего-то! И ставят их, отнимая место у тротуаров. Стенды для объявлений устанавливают опять же чуть не на проходе! На одном из перекрёстков на улице Молодогвардейцев я насчитал семь ларьков на остановке!
Безграмотных решений много. Кому пришло в голову разместить стоянку для эвакуированных машин у ЧелГУ, рядом с ботаническим садом? Такое выигрышное место, а там сейчас этот ужасный железный забор. Или же пешеходный переход на Университетской набережной - для жителей Северо-Запада это был самый удобный путь к мосту и парку Гагарина. Переход убрали. Зачем?
- Пешеходы с вами согласятся, а вот автомобилисты…
- Так можно учесть интересы всех. В Челябинске был специалист из Лондона, который сказал: «При такой численности населения и ширине дорог у вас вообще не должно быть пробок! А проблема города в том, что у вас нет профессионалов, которые бы отрегулировали движение транспорта». И я понимаю, о чём он говорит. У нас полно перекрёстков, где сигналы светофора меняются по совершенно непонятным правилам! Так, на пересечении улиц Худякова и Энтузиастов машины по полторы минуты стоят перед пустой дорогой. А на перекрёстке Российской и Труда пешеходу надо чуть ли не бегом пересекать проезжую часть. И таких примеров масса!
Но далеко не все резоны автомобилистов надо принимать. Особенно по поводу парковок. Я выложил интервью мэра города Боготы, столицы Колумбии, который правильно сказал: «Спрашивать, где мне ставить своё авто, - это всё равно что интересоваться: я, мол, купил одежду, и где мне её теперь хранить?» Это твоё имущество, ты и решай, где ставить. Но не в ущерб другим. И если поставишь авто не у самого подъезда, как у нас привыкли, а в нескольких десятков метров от него - ничего страшного, пройдешься пешком, для здоровья полезно!
Ларёк с шаурмой на колёсах
- Получается, чем больше пешеходов на улицах, тем комфортнее городская среда?
- Скорее, наоборот, но тут многие процессы взаимосвязанные. И для преобразования среды иногда не нужны большие деньги. Почему бы не устанавливать скамейки не только в скверах, но и у края тротуаров, где позволяет ширина? Есть и экологичные технологии - я знаю, как из паллет (европоддоны) за 100 тысяч рублей наделать лавочек, которыми можно уставить всю набережную Миасса!
Или же другой проект - заручиться согласием жильцов, взять один из дворов и полностью избавить его от машин. Чтобы были только детские, спортивные площадки, цветники, зоны для барбекю. Автомобилистам отвечу: в Германии таких дворов много, и ведь как-то люди живут! А уровень автомобилизации там выше, чем в России. Надо создать такой двор и посмотреть, согласятся ли сами владельцы авто потом всё вернуть обратно.
- Многие считают, что Челябинску необходимо и коренное преобразование системы общественного транспорта. К примеру, убрать с улиц маршрутки. Разделяете это мнение?
- Для меня маршрутка и, скажем, троллейбус - это как ларёк с шаурмой и ресторан. Вот едите вы шаурму и не знаете, повезет - не повезет, не отравитесь ли. Так и в маршрутке: неизвестно, доедете ли без приключений. Сам платишь водителю, и высадят тебя зачастую неизвестно где. А троллейбус? Тебя обслужит кондуктор, остановки объявят, и в широкие окна ты можешь видеть город, а не ковролин на перегородке водителя маршрутки!
Поменять ситуацию и с общественным транспортом, и со многим другим можно. Если каждый почувствует свою ответственность за то, что происходит в городе. И меня радует, что среди таких людей много молодёжи.
Смотрите также:
- Дмитрий Пучков (Гоблин): «Перепись населения – это запись в «Книгу Страшного суда» →
- Казанский кот Челябинску пример. Для привлечения туристов подойдут и мифы →
- Юлия Бухарская: Челябинск-Одесса →