Старость в радость. Челябинка на пенсии устанавливает рекорды по плаванию

Спорт помогает челябинке поддерживать здоровье и отлично выглядеть. © / Ирина Рыбанина / Из личного архива

5 августа в День физкультурника в Челябинске будут чествовать ветеранов  спорта. Среди них Ирина Рыбанина – мастер спорта СССР по плаванию, первая чемпионка по многоборью ГТО, чемпионка всемирных игр ветеранов, чемпионка Европы по плаванию 2018 года, преподаватель спортивных дисциплин с 40-летним стажем. Ирина ездит на соревнования по всему миру за счет пенсии, а на жизнь зарабатывает огородом.

   
   

Уволили? И слава Богу!

Новая жизнь началась у Ирины Кимовны после увольнения из агроинженерного института, которому она отдала 40 лет своей жизни.

«Подпишите увольнение по собственному желанию, и мы переведем вас на почасовую оплату», - предложили ей в отделе кадров. Рыбанина согласилась, подписала, но на почасовую оплату ее так и не перевели.

Обида терзала душу, в которую словно плюнули. Ирина глубоко вдохнула, задержала дыхание и задумалась: зарплаты больше не будет. Зато появится много свободного времени, и можно всерьез заняться собой!

Каждое утро она начала бегать пятикилометровку по челябинскому городскому бору. Зимой просто пробежка, а летом – пробежка плюс плавание в Изумрудном карьере.

«Когда-то в этом карьере добывали кремний, поэтому вода там чистейшая,  несмотря на то, что водоем находится в черте города», - объясняет Ирина.

Во время маршрута она никогда не пробегает мимо сосны, на которую прибита перекладина.

   
   

«Просто вис в нашем возрасте для позвоночника вреден. А вис вкупе с подниманием ног полезен, потому что работают мышцы ног, пресса и спины, нагрузка на позвоночник снижается», - объясняет челябинка.

В голодные 1990-е Ирина заработала восемь позвоночных грыж. Время было очень тяжелым. Погодки дочь и сын заканчивали школу, нужны были деньги на репетиторов. Ирина выкручивалась, как могла, после института бежала на подработку. Удар пришел откуда не ждали: муж Ирины - известный стрелок, тренер Владимир Рыбанин - ушел в другую семью после 20 лет брака. Нашелся другой мужчина, искренне и до конца своих дней любивший рыжеволосую красавицу. Ирина стала помогать ему вести замочно-скобяной бизнес.

«Когда он был в командировке в Москве, я должна была встретить груз, а его зять – разгрузить. Но зять не пришел, и я стала сама таскать коробки с железом. От этого, думаю, грыжи и появились», - вспоминает она.

Кроме того, плавание исчезло из ее жизни на 15 лет. В 1990-е ЧИМЭСХ перестал арендовать бассейн «Полет». Сильных спортсменов, пловцов по призванию, приходилось учить шейпингу и аэробике. Они с отчаянием просили своего преподавателя: «Придумайте что-нибудь». И Ирина придумала. На свои средства отремонтировала Красный уголок, в котором сделала «зал сухого плавания». Из железной трубы соорудила что-то вроде балетного станка, привязала к нему резинки, которые имитировали сопротивление водной среды. Так и учила кролю, брассу и баттерфляю.

Сейчас плавание в жизни Рыбаниной присутствует круглый год. Когда купальный сезон заканчивается, она вместе с другими ветеранами спорта ходит в бассейн ЮУрГУ. Ректор Александр Шестаков выделил время для бесплатных тренировок.

Регулярное плавание, бег и упражнения на перекладине позволили Ирине Рыбаниной существенно восстановить здоровье:

«Прихожу весной этого года на МРТ позвоночника. Снимки показали только две грыжи. Остальные шесть рассосались», - рассказывает она.

Чем старше, тем моложе

Перестав тренировать студентов, Ирина «взялась» за пенсионеров.

«Чем ты старше, тем ты моложе. Вот мне 67 лет – я средняя, в 68 буду старая, а 70 – молодая! В 100 лет я буду еще моложе! Потому что там вообще конкурентов нет», - радостно, скороговоркой объясняет Ирина.

Вы что-нибудь поняли? Вот и мы – нет. Но с помощью уточняющих вопросов выяснили, в чем тут дело. В соревнованиях по плаванию категории «мастер» (именно этот тип соревновании мы смотрим по телевизору) возраст не имеет значения. Пловцы – молодые спортсмены, в протоколах учитывается только дистанция, стиль плавания и результат.

В плавании ветеранов спорта все иначе. Индивидуальный зачет проходит по возрастным категориям с интервалом 5 лет: 60-64 года, 65-69, 70-74 и так далее.

« В этом году у меня было половина золотых, половина серебряных медалей, потому что 65-летние спортсменки у меня, 67-летней, могут выиграть. Но когда я только-только войду в категорию 70-74, мне не будет равных в России. Поэтому держу физическую форму. Плыву все дистанции – 50, 100, 20, 400, 800 метров на чемпионате страны, причем баттерфляем, или, как говорят на нашем профессиональном жаргоне, дельфином. Пожилые пловцы обычно от дельфина отходят, плывут кролем или на спине. А я еще могу, поэтому меня берут в эстафету возрастные спортсмены. Они зарабатывают очки благодаря возрасту, а я – благодаря стилю плавания», - объясняет Ирина.

Интересно, что в командной эстафете система подсчета результатов  пловцов-ветеранов еще сложнее. Там суммируется возраст всех участников. 240, 280 лет и так далее. В 2021 году Ирина с командой в 280 суммарных лет установила на кубке Крыма Российский рекорд в эстафете 4 дистанции по 100 метров. А в 2018 году ее команда «всем за 60» побила  рекорд Европы. Участники с суммарным возрастом 240 лет проплыли каждый по 50 метров вольным стилем за 2 минуты 11 секунд. В среднем каждый спортсмен потратил 33 секунды – это отличный результат. Примечательно, что гендерных различий в категории «ветеран» нет – в командах плавают и мужчины, и женщины.

Ноль внутри

Ирина Рыбанина по сути дела одна работает как целое рекрутинговое агентство. Потенциальных участников команды она находит и во время бега на пенсионерской тропе, и в госпитале ветеранов, куда приводит свою 95-летнюю маму на лечение. Разговор происходит примерно так: «Плавать умеешь? Кардиограмма хорошая? Айда с нами на соревнования!»

Ее собеседникам такой подход кажется странным. «Я никогда всерьез не занимался плаванием!» - отвечают они. Но оказывается, что это не так уж важно, если речь идет о ветеранском спорте. Сама Ирина, рекордсмен России и Европы среди ветеранов, начала заниматься плаванием аж в 14 лет – для профессионального спортсмена это приговор. Но с возрастом начинают цениться совсем другие качества.

В 2017 году в Новой Зеландии на соревнованиях ветеранов спорта Ирина Рыбанина стала первой в тройном прыжке: «Я раньше никогда не прыгала, и не знала, с какой ноги это нужно делать», - вспоминает она. Могла бы и в ходьбе стать первой, но не случилось.

«Иду за американкой, она в прошлом явно занималась ходьбой. Смотрю на нее и копирую все движения. К концу дистанции понимаю: сил у меня осталось больше чем у нее, надо обгонять. И тут меня снимают с соревнований. Показывают видеозапись: якобы я ногу в колене согнула. Но даже если так, предупреждений перед снятием должно быть не одно, а три!»

Подступила обида, но Ирина снова  прибегла к своему универсальному методу: вдохнула и задержала дыхание. «Зато ты набралась опыта, который обязательно используешь на следующих чемпионатах», - сказала она себе.

Рыбанина вообще считает, что главный разрушитель человеческого здоровья – отрицательные эмоции. Поэтому стремится к состоянию, которое называет «ноль внутри» - абсолютное спокойствие и уверенность в себе.

За счет огорода

Мечта Ирины Рыбаниной – собрать команду «320» (всем за 80 лет) и поехать с ней на ветеранский чемпионат по плаванию в Японии.

«Но Япония – очень дорогая страна. Мы на  Новую Зеландию в 2017 году мы кое-как собрали по 150 тысяч рублей со спортсмена», - говорит она.

На вопрос, откуда деньги, Ирина Кимовна совершенно спокойно отвечает: «Живу я за счет огорода, а вся пенсия уходит на поездки по чемпионатам. Продукты у меня в холодильнике все свои. Мы кооперируемся благодаря группе в Вайбере «Фермеры и садоводы». Я выращиваю много капусты брокколи, продать в магазине ее невозможно. Зато можно поменять на мясо курицы или кролика с фермерских хозяйств! Избыток моркови и картофеля обмениваю на рыбу».

Излишки с огорода Ирина пускает в дело. Фото: Из личного архива/ Ирина Рыбанина

Заниматься огородом Ирина стала еще и благодаря своей пожилой маме. Чтобы сохранить ее здоровье, Ирина кормит маму овощами, фруктами и ягодами с грядки. Рыбанина подчеркивает: огород – не панацея, с его помощью можно запросто нажить и грыжи, и другие болезни, если работать в наклон. А вот приседать с прямой спиной и даже полоть лежа, подстелив себе что-нибудь под бок, – в самый раз.