Снимается кино. О чем писала челябинская газета в июне 1911 года

Кинематографисты в 1911 году снимали Челябинский вокзал. © / Акварель Ю.Данилова. / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

 «АиФ-Челябинск» совместно с Объединенным государственным архивом Челябинской области продолжает медийный проект «ЧелябинскЪ», посвященный 285-летию южноуральской столицы.

   
   

Мы знакомимся с выпусками газеты «Голос Приуралья» и рассказываем о повседневной жизни города в 1911 году.

Свежие конфекты

Итак, читаем выпуск газеты за 2 июня 1911 года. Вся первая полоса, как обычно, отдана объявлениям, в большинстве из которых рекламируются продукты питания. Икра, рыба, масло, лимонад, а также разнообразные свежие «конфекты». Вот о конфетах и поговорим.

Когда знакомишься с рекламой «конфект» в газете начала ХХ века, то, честно говоря, не совсем понимаешь, о чем идет речь. «Конфеты Крафта, Ж-Бормана, К-Бездека» – что это значит? Конечно, читателю «Голоса Приуралья» не надо было объяснять, почему он должен бежать в магазин за конфетами Бормана, но нам, наверное, необходимы хотя бы минимальные пояснения.

В объявлении перечислены не виды конфет, а названия кондитерских фабрик. Например, шоколадная фабрика Акционерного общества Карла Бездека располагалась в Санкт-Петербурге, после революции была национализирована и стала называться 4-й государственной конфетно-шоколадной фабрикой.

Фабрика «Жорж Борман» – одна из крупнейших российских кондитерских фирм конца XIX-начала ХХ века. Основатель компании Григорий Борман еще в 1862 году открыл на Невском проспекте магазин с названием «Жорж Борман». В 1895 году он совместно с сыном Георгием преобразовал фирму в товарищество на паях. Кондитерская фабрика выпускала бисквитные изделия, шоколадные конфеты, карамели, монпансье и леденцы. В день на предприятии Борманов производилось до 2500 кг сладкой продукции.

Фото Инна Панкова

«Прибыл господин Дранков»

В рубрике «Хроника» рассказывается о киносъемках, проходящих в Челябинске. И в этом ранее небывалом для Челябинска событии, безусловно, отражен дух нового времени, новых технологий:

   
   

«На днях прибыл в Челябинск командированный главным переселенческим управлением фотограф-кинематографист г. Дранков, который сделал в Челябинске следующие снимки для кинематографа: приход поезда, встреча его чиновниками, приезд переселенцев, медицинский осмотр, регистрация переселенцев, справочное бюро, обзор пункта, старые и новые бараки, обед переселенцев, амбулатория и прием больных».

На тот момент Челябинская «переселенка» была одним из самых крупных переселенческих пунктов России, к тому же его отличала практически образцовая организация быта переселенцев, которых надо было устраивать, кормить, обеспечивать медицинской помощью.

А «кино про переселенцев» снимал легендарный Александр Дранков – фотограф, кинооператор, один из пионеров российского кинематографа, автор первой киносъемки Л.Н. Толстого.

Фото:Инна Панкова

«Ударом ноги вышиб раму»

Увы, городская жизнь в то время (впрочем, как и сейчас) была полна криминальных происшествий. Автор заметки «Покушение на ограбление» увлекательно, с множеством подробностей рассказывает читателям о ночном налете на кассу:

«Три неизвестных злоумышленника в ночь на 29 мая на приисках Чеканова, покушаясь на ограбление приисковой кассы, под угрозой смерти потребовали от ночного сторожа пойти на квартиру к кассиру Богатову, чтобы последний отворил им дверь…».

Далее события развивались, как в лихо закрученном детективе. Кассир Богатов, услышав голос сторожа, открыл дверь, преступники набросились на него, потребовали ключи от кассы и даже «нанесли ему легкую рану кинжалом». Но кассир не струсил, вырвался, «ударом ноги вышиб двойную раму окна и стал кричать «Караул!».

После криков кассира поднялся переполох, а злоумышленники выпрыгнули в окно, выходящее на улицу. В общем, преступники скрылись, ограбление кассы не удалось.