Швейная машинка – кормилица семьи. Знаковые вещи советского быта

Гобеленовые коврики в середине прошлого века были практически в каждом доме. © / АиФ

В популярной сейчас истории повседневности важное место занимает тема советского быта. Если мы погрузимся в мир вещей, в окружении которых жили наши бабушки, дедушки и другие старшие члены семьи, то поймем, что обычные предметы могут многое рассказать о жизни и о людях своего времени. «АиФ-Челябинск» начинает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности».

   
   

Старый комод – не хлам

Если мы хотим получить достоверную информацию о нашем прошлом, нужно рассказывать не только об успехах пятилеток и килограммах сверхплановой продукции. Научный взгляд на повседневность, на жизнь простого человека делает картину мира более полной, позволяет увидеть то, что раньше ускользало от внимания исследователей.

Энтузиасты, работающие в Государственном архиве Челябинской области, более 20 лет создавали своеобразный музей, где на сегодняшний день собраны тысячи раритетных предметов быта прошлого века. Все мы знаем поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В нашем случае можно добавить: «А еще лучше – подержать в руках». Эксклюзивные вещи и обычные предметы быта архиву дарили челябинские деятели культуры, руководители, писатели, любители антиквариата и обычные жители города. Теперь дары используются для выставок, экспозиций и мероприятий архива.

«Для кого-то старый комод – это хлам, а для нас – это история ХХ века, – рассказывает главный археограф ОГАЧО Галина Кибиткина. – История не только нашей Челябинской области, но и всей страны, потому что приметы повседневности – жилье, мебель, посуда, одежда – были общими практически для всех советских людей».

Кстати, в хранилище архива есть комод темного дерева конца 40-х начала 50-х годов. «Этот комод, оставшийся после хозяев квартиры, родственники хотели выбросить, но сотрудники архива забрали его  в наши фонды, – говорит Галина Кибиткина. – Полвека назад без такого комода нельзя было представить обстановку в квартире. В комоде в верхнем ящике лежали документы, а нижние ящики были предназначены  для постельного белья, полотенец, скатертей, одежды. Комоду доверялись самые ценные документы, так как ящики запирались на ключ».

Полвека назад без такого комода нельзя было представить обстановку в квартире. Фото: АиФ/ Инна Панкова

Кровать – островок уюта

В 30-е,  40-е, 50-е годы ХХ века большинство населения жило в бараках, в коммунальных квартирах, в неблагоустроенных домах. Существовал огромный запрос на мебель, посуду, ткани и прочие потребительские товары, который государство не могло удовлетворить. Например, шерстяных ковров, которые появились в 60-70-е годы, в середине прошлого века тоже не было в продаже. Зато продавались небольшие гобеленовые коврики: они были, наверное, в каждом доме.  Дети 50-60-х годов засыпали, глядя на оленей, шишкинских мишек в лесу и восточных красавиц.

   
   

Кстати, в советское время пропаганда активно внушала, что ковры, красивые занавесочки, салфеточки, фарфоровые статуэтки – излишество и мещанство. Но – увы – женскую природу не переделать, и настоящая женщина (даже если она живет в бараке) все равно будет стремиться создать уютное гнездышко.

Для того чтобы в комнате было уютно, нужны были красивые занавески, салфетки, скатерти, и все это женщины делали своими руками – подобное рукоделие для украшения быта было очень распространено. В архиве хранятся занавески и портьеры 50-х годов, сшитые на машинке и украшенные выбитыми или вышитыми вручную узорами. Также женщины шили и потом вышивали узорами скатерти, подушки-думочки, салфетки на спинку дивана, вязали покрывала и накидки на подушки.

«Супружеская кровать занимала центральное место в комнате, – говорит Галина Кибиткина. –  Она была таким своеобразным символом любви, уюта, семейной жизни, и женщины стремились ее всячески украсить, это был очень важный момент. Шили красивые покрывала, накидки на подушки, занавески, которые вешали на спинки. Моей маме в начале 50-х годов на хорошую работу дали премию: отрез ярко-голубого сатина. Она сама связала из ниток покрывало и стала застилать постель этим сатином, а сверху – покрывалом. И даже спустя годы вспоминала об этом и говорила: «Как было красиво!».

Хорошая швейная машинка была почти роскошью. Фото: АиФ/ Инна Панкова

Три жизни советской одежды

Есть в архиве раритетные предметы одежды, сохранившиеся с 30-х годов прошлого века. Например, мужская белая рубашка, когда-то принадлежавшая одному из первостроителей Магнитки. Она сшита по типу косоворотки и украшена вышивкой, – это, безусловно, праздничный вариант, на работу в таком никто не ходил. Есть белое штапельное платье, тоже с небольшой вышивкой, совсем скромное, но тоже выходное – для прогулок и вечеринок. Особенность этого платья в том, что оно полностью сшито на руках, а не на швейной машинке.

О чем это говорит? О том, что красивую одежду тогда купить было трудно, да и денег на это не было. Хорошая швейная машинка была почти роскошью, так что женщины в 30-х годах сами создавали праздничные наряды, и часто именно так – шили на руках.

«Надо сказать, что машины «Зингер», купленные еще до революции, служили людям десятилетиями, передавались по наследству, у них было непревзойденное качество, – рассказывает Галина Кибиткина. – Они могли шить костюмные ткани, мех, кожу, шелк, крепдешин и т.д.  В середине прошлого века швейная машинка была все равно что дойная корова – кормилица семьи. Ведь раньше такого количества одежды в магазинах не продавали. Хорошую одежду шили, а не покупали. А еще ее перелицовывали».

В повседневной жизни человек подолгу носил одну и ту же одежду – на новую денег часто не хватало. Если вещь (пальто, брюки, юбка, костюм) изнашивалась, то тогда шли к швее и просили перелицевать, то есть распороть и перевернуть так, что изнанка станет лицевой стороной, а изношенная лицевая – изнаночной. И снова носили эту одежду несколько лет. А если рукава и подол приходили в негодность, то тоже не выбрасывали, а перешивали взрослую одежду на детей. Так предметы гардероба обретали «новую жизнь».