«Не благословлено!» Что происходит за стенами осажденной обители на Урале?

Шлагбаум перед воротами Среднеуральского монастыря закрыт. © / Лилия ВАЛИУЛИНА / АиФ

У ворот Среднеуральского женского монастыря сегодня пустынно. И дело тут не только в расписании служб. Подойти к ним сейчас довольно проблематично. Еще на ближних подступах, там, где от Серовского тракта ответвляется дорога к монастырю, путь входящему преграждает шлагбаум, который обычно открыт.

   
   

Сегодня его перекладина опущена, а из стоящей неподалеку неприметной машины наперерез каждому входящему выходит охранник в черной форме. И настоятельно интересуется целью визита. Увидев редакционное удостоверение, отходит в сторону и связывается с кем-то по рации, потом разрешает проехать к воротам монастыря, чтобы их сфотографировать – но не более того.

На обширной парковке монастыря пустынно – только в вагончике у входа сидят трое хмурых бородатых мужчин. Без формы, но с элементами армейской одежды. И говорят так же неохотно. «Не благословлено!» – вот универсальный ответ почти на все вопросы. Таким сейчас предстает Среднеуральский женский монастырь, который уже несколько дней напоминает, скорее, осажденную крепость.


Опальный отец Сергий


Схиигумен Сергий (в миру Николай Романов) – фигура известная далеко за пределами Свердловской области. Его называли духовным наставником Наталии Поклонской и Павла Дацюка. Но прежде всего он прославился благодаря своим резонансным заявлениям. Они и привели к конфликту священнослужителя с церковными властями, в результате которого Среднеуральский монастырь перешел на осадное положение.

В апреле 2020 года отец Сергий выступил с отрицанием реальности существования COVID-19 и проклял всех, «кто посягнет на закрытие храмов». Это произошло на фоне обращений митрополита Кирилла и губернатора Евгения Куйвашева, в которых они просили верующих на время пандемии воздержаться от посещения храмов и молиться. За это он был лишен права проповедовать, но священнослужитель продолжил выпускать обращения.

В мае он же говорил о чипировании населения под предлогом борьбы с коронавирусом. Тогда же полиция по заявлениям граждан начала проверку в отношении отца Сергия на предмет экстремизма.

9 июня он призвал всех россиян писать заявления в ФСБ, СК и другие силовые ведомства о привлечении к ответственности руководителей страны и всех депутатов, участвовавших во внедрении цифровой идентификации.

   
   

После этого, 11 июня, против него было возбуждено административное дело по статье о злоупотреблении свободой информации.

15 июня началось заседание церковного суда, посвященное отцу Сергию, которое оказалось сорвано. Опальный священник не стал дожидаться конца заседания и ушел – суд пришлось перенести на 26 июня.


Осада без осаждающих


После несостоявшегося заседания отец Сергий вернулся в Среднеуральский женский монастырь, в котором служил. Там у него произошел спор с его настоятельницейигуменьей Варварой. В результате настоятельница вместе с частью монахинь покинули монастырь и его фактическим руководителем стал отец Сергий.

Тогда же вокруг территории обители стали появляться посты «казаков» – крепких бородачей, чья одежда включает в себя элементы армейской формы. Часть из них относилась к ЧОП, охраняющему монастырь, остальные называли себя просто прихожанами.

Параллельно в некоторых группах в социальных сетях стали появляться посты вроде этого: «В данный момент поступает информация о попытках провокации в Среднеуральском монастыре. Монахи вышли на защиту обители».

А в группе Среднеуральского женского монастыря – посты в поддержку отца Сергия. Одна из верующих Марина Усачева написала: «Я не публичная личность, обычная прихожанка, редко бываю, правда, далековато монастырь, но не в этом суть. Отец Сергий самый лучший из священников, к кому я обращалась за свой период жизни. Да, я редкий посетитель храма, но это мое личное, я дома молюсь больше. Отец Сергий – он молодец, он все чувствует, найдет слова, он добрый, он лучший. Спаси, Господи, раба Божьего Николая, дай сил и терпения схиигумену Сергию. Спаси и сохрани, Господи».
Отлученный от служения схиигумен проводит в монастыре службы, паломников туда пускают, хотя подозрительных могут остановить с вопросами вроде символа веры.

17 июня в монастырь прибыли сотрудники силовых служб, но никаких действий с их стороны не последовало.
В пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области нам сообщили, что полиция отреагировала на вызов, в котором сообщалось о беспорядках на территории монастыря. Однако прибывшие на место стражи порядка таковых не зафиксировали.

В этот же день отец Сергий пустил в обитель журналистов, встретившись с ними в окружении поддерживающих его прихожан. И сообщил, что прекращать служение не намерен.
Позже он записал очередное обращение: «Сейчас, когда вера гонима, тогда она и крепка. Наша вера сейчас должна начинаться со страданий. В наших страданиях и слышится голос Христа. Гибнущий мир может спасти не дипломатия, а решимость на страдание за погибающий мир, только страдание личное или чужое может открыть глаза на спасение, на сегодняшнюю действительность, может воскресить нашу душу».

На этом открытое общение закончилось и на следующий день монастырь опять превратился в осажденную крепость.


Позиция РПЦ


Екатеринбургская епархия на своем сайте разместила официальное заявление в связи с конфликтом:
«На сегодняшний день деятельность запрещённого в служении заштатного клирика Екатеринбургской епархии схиигумена Сергия (Романова) является предметом рассмотрения епархиального церковного суда, в настоящее время не вынесшего окончательного решения.

Согласно церковным правилам, клирику, обвиняемому в канонических нарушениях, должна быть предоставлена не только возможность оправдаться в возводимых на него обвинениях, но и время на пересмотр своих заблуждений и покаяние, что является главной целью церковного суда.
Схиигумену Сергию (Романову) предписано нести тихий молитвенный монашеский подвиг на территории мужского Иоанно-Богословского скита, который расположен в непосредственной близости от Среднеуральского монастыря.

Однако в настоящее время схиигумен Сергий оказывает непослушание священноначалию. Ради умирения ситуации настоятельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игумения Варвара (Крыгина) по благословению Правящего Архиерея приняла решение вместе с верными Церкви и своим монашеским обетам сёстрами временно оставить территорию обители с тем, чтобы избежать ненужных распрей».

Кроме того, в заявлении отмечено, что церковные таинства, совершённые схиигуменом Сергием (Романовым) в состоянии запрещения в священнослужении, будут являться недействительными и безблагодатными.

Больше никаких комментариев от представителей епархии нам получить не удалось, за исключением протоиерея Максима Миняйло: руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии посоветовал всем верующим «разрешать свои сомнения по этому вопросу в Церкви».


Затишье


От комментариев сейчас воздерживаются не только Екатеринбургская епархия, но и многие екатеринбургские религиоведы. Ситуация остается подвешенной, а конфликт – неразрешенным.
Вокруг Среднеуральского монастыря установлен настоящий охранный периметр – передовые дозоры, дежурные группы у входа. Охранники и неизвестные бородатые мужчины переговариваются по рациям. Кто они, неизвестно. Казаки? Представители Оренбургского казачьего войска отреклись от отца Сергия, а Уральское его поддержало. Но эти люди явно понимают, как нести охранно-караульную службу.

Еще больше сходства с осажденной крепостью придает высокий забор, который огораживает обитель от любопытных глаз. Какие страсти кипят там сейчас – неизвестно. Но 26 июня церковный суд опять должен собраться, чтобы разрешить этот конфликт. Или хотя бы сделать первые шаги в этом направлении.