«Работа - огонь!» Крановщик из Карабаша - о престиже рабочих профессий

Машинист крана металлургического цеха Дмитрий Рожковский прославился на весь Карабаш после того, как спас человека из огня. Заводчанин рассказал chel.aif.ru об этом случае и о своей работе.

   
   

«Горячие» профессии

Было начало лета. Дмитрий шёл в гараж за своим мотоциклом и увидел дым, идущий из дверей соседского гаража. Заглянул внутрь, а там уже всё в огне и где-то в глубине слышен человеческий стон. Не теряя больше ни секунды, наш герой бросился спасать хозяина гаража. Нашёл его практически на ощупь, к тому времени пожилой мужчина уже изрядно надышался дымом и успел получить ожоги рук и лица. Дмитрий вывел его на улицу и вновь бросился в гараж, чтобы вывести автомобиль.

«Думаю, что для пожилого человека было бы тяжело потерять дорогостоящее имущество, - предположил он позже. – Когда его выписали из ожогового центра, он первым делом приехал меня благодарить, подарил новый мотошлем. Дело в том, что мой старый здорово оплавился. Без него я бы не смог войти в горящий гараж!»

Фото: Из личного архива Дмитрия Рожковского

В этом году на День металлурга глава Карабаша наградил Рожковского в номинации «Человек года». Знакомые Дмитрия рассказывают, что подобных подвигов в его жизни немало. Надо сказать, что нашему герою помогает опыт предыдущей работы: три года он был сотрудником пожарной части. На пожарах приходилось мгновенно принимать неординарные решения, и об опасности, о своей жизни думать в такие минуты было некогда.

15 лет назад Дмитрия позвали на «Карабашмедь». 2,5 месяца наш герой потратил на курсы машиниста крана, ещё десять дней на стажировку. С тех пор он работает в металлургическом цехе. Цех закрытый, кабину не раскачивает, как у башенного крана. Тем не менее, страх всегда присутствует. Шутка ли – кабина находится на высоте 18 метров! Для сравнения, высота пятиэтажного дома - 15 метров. С высоты шестого этажа Дмитрий умудряется разглядывать, что ему внизу жестами показывает стропальщик, с которым они работают в тесной связке: он дает команды, куда зацепить, куда засыпать. Общаются они именно так, а не с помощью рации, как на тех же башенных кранах. На вопрос о том, что самое сложное в его работе, Дмитрий молниеносно отвечает: «Всё!» Но при этом улыбается.

Знать физику и геометрию

Говорят, что в кабине крана – словно в одиночной камере: тоска. Но нашему герою скучать некогда. К тому же он не проводит в кабине всё рабочее время, то и дело приходится спускаться вниз и подниматься обратно.

   
   

«То груз упадёт, то что-нибудь нужно… В цехе у нас два крана и на каждом по одному работнику, сменщиков нет. Смена – восемь часов, график металлургический: три дня работаем с восьми утра, три дня - с четырёх дня до полуночи и три дня с полуночи до восьми утра. С таким графиком живется крайне сложно. Во-первых, постоянный недосып, во-вторых, сложно планировать нерабочие дела», - говорит Дмитрий.

В целом он называет условия труда на предприятии вполне достойными. Работников обеспечивают одеждой, а также талонами на лечебно-профилактическое питание. Регулярно проходят медкомиссии, и надо сказать, что требования к здоровью крановщика – как у космонавтов. Перед каждой сменой работников обязательно осматривает врач.

«А ещё надо знать основы геометрии и физики, чтобы понимать силу натяжения канатов, рассчитывать, куда груз пойдет после подъема, - рассказывает мужчина. – Только не подумайте, что в школе я был круглым отличником! Учился как все, после школы поступил в училище, а затем и в институт».

Учился Дмитрий на управленца, но, по его словам, высшее образование ему пока так и не пригодилось.

Рабочие профессии – в цене

После работы дома Дмитрий не сидит, его тянет в лес. Он не грибник, не ягодник и не рыбак, но обожает вылазки на природу, семейные пикники, прогулки среди елей и сосен.

«Уезжать из Карабаша я никуда не планирую! – заявляет он. - Тем более, что некуда. В Челябинск? Большие города я не люблю. Я считаю так: где родился, там и пригодился. Здесь всё своё, родное».

Дмитрий благополучно выплатил ипотеку, подрастают две дочки, одна уже пошла в школу. Кем станут, пока не говорят. «Карабашмедь» - единственное градообразующее предприятие, и женские вакансии там тоже есть. Кстати, в других цехах на кранах работают и женщины.

«Вряд ли кто-то из современных родителей мечтает, чтобы их дети стали поварами, водителями, строителями, парикмахерами, слесарями или простыми рабочими, - рассуждает мужчина. - Большинство следуют простой логике: чем выше образование у их ребенка, тем лучше. Но, по всей видимости, в стране уже перепроизводство высококвалифицированных кадров. Молодые люди тратят по пять лет или и того больше на получение высшего образования и дополнительной квалификации, а потом выходят с завышенными ожиданиями на рынок, где предложение превышает спрос. Конечно, время расставит все на свои места, но было бы здорово, если бы родители были дальновиднее. В любом городе, в любой стране нужен тот, кто починит станок на производстве, устранит неисправность на теплотрассе или положит асфальт. Рабочие профессии в большой цене - и так будет всегда».