Путешествие во времени. Необычная выставка открылась на Челябинском вокзале

Анатолий Храмцов, Александр Балкашин и юная железнодорожница Кристина открывают выставку «Время в пути». © / Людмила Ковалёва / АиФ

Неповторимая романтика дальних дорог, красота природы Южного Урала, сложный и ответственный труд работников железной дороги, история и современность – все это соединилось в фотовыставке «Время в пути», подготовленной к 85-летию ЮУЖД. В 1934 году постановлением Совнаркома 1000-километровый участок Транссиба был выделен в состав Южно-Уральской железной дороги с управлением в Челябинске. 15 апреля 1934 года ЮУЖД приступила к работе.

   
   

Почти 70 снимков

Открытие юбилейной выставки состоялось 12 апреля на втором этаже Челябинского вокзала. Уникальность проекта заключается в том, что в экспозиции представлены архивные фотографии железной дороги, охватывающие почти вековой исторический период, и их современные ремейки. Такой коллаж позволяет совершить своеобразное путешествие во времени, увидеть, как изменилась ЮУЖД, какие новые технологии пришли на железную дорогу.

Работа дежурного по станции - всегда непростая и ответственная, 1990 год. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

«Здесь сегодня представлено около 70 снимков, а подготовка к выставке шла почти год, – говорит фотокорреспондент газеты «Призыв», один из авторов экспозиции Анатолий Шулепов. – Задача была в том, чтобы найти исторические снимки, и не просто снимки, а такие, чтобы они были с сюжетом, с настроением, чтобы они передавали дух времени. И мы их нашли – в музее ЮУЖД, в архиве нашей газеты. А затем надо было сделать современные фотографии с теми же сюжетами».

На некоторых снимках временной разрыв – больше века. Мы видим станцию Златоуст на цветном снимке С.М. Прокудина-Горского (1909) и ту же станцию в 2017 году. На дальнем плане – неизменные Уральские горы, а вот индустриальный пейзаж совершенно другой. Есть снимки, разделенные десятилетиями, но очень схожие по настроению: например, две фотографии, на которых отец держит сына на плечах. И на историческом, и на современном снимке отец с любовью смотрит на сына, а тот счастлив и горд, что у него такой замечательный папа-железнодорожник.

Снимок станции Здатоуст знаменитого русского фотографа С.М. Прокудина-Горского и его современный фоторемейк. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

Сигнальный колокол из музея

В церемонии открытия экспозиции «Время в пути» приняли участие начальник Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Филиппов, глава Челябинска Владимир Елистратов, ветераны железной дороги, студенты Челябинского института путей сообщения.

«Эта выставка открывается сегодня неслучайно. В апреле 85 лет назад был дан старт Южно-Уральской железной дороге в существующих границах. Жизнь невозможна без взгляда в прошлое, и не оглянувшись назад, мы не увидим ничего впереди. Дорогие друзья, смотрите вперед уверенно, но иногда оглядывайтесь назад. Там жили и работали такие же замечательные люди, как мы с вами. И этих людей мы можем увидеть на фотографиях», – отметил в своем выступлении Анатолий Храмцов.

На открытии выставки можно было сфотографироваться с "ожившей статуей" проводницы. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

«Я счастлив, что присутствую на этой выставке, – сказал ветеран ЮУЖД, более 30 лет руководивший Челябинским вокзалом, Александр Балкашин. – Из 87 лет своей жизни 75 я отдал железной дороге. И хочу сказать, что с возрастом человек стареет, а капилляры железных дорог, пронизывающие нашу страну, только молодеют».

   
   

Те, кто побывал на открытии выставки, смогли увидеть не только фотоснимки, но и раритетные предметы.

Старинный сигнальный колокол, удар по которому означал прибытие или отправку поезда в начале и середине ХХ века. Фото: АиФ/ Людмила Ковалёва

«Здесь есть предметы с дореволюционной историей, есть предметы советской эпохи. На стойке представлен сигнальный колокол, который использовался раньше на станциях, он извещал о приходе поезда и его отправлении – и так было до 1950-х годов. Старинный локомотивный скоростемер, дорожный сундучок машиниста, стул 1912 года, который использовался в помещениях на Самаро-Златоустовской железной дороге. А такой самовар и ему подобные были на вокзалах и станциях железной дороги, для того чтобы пассажиры могли налить себе бесплатного кипятка», – рассказал начальник подразделения по сохранению исторического наследия ЮУЖД Егор Казаков.

Выставка будет работать в здании Челябинского железнодорожного вокзала в открытом режиме, жители и гости Челябинска могут посмотреть, как развивалась железная дорога, как менялись технологии, как строились новые вокзалы и т.д. И, конечно, увидеть лица людей, которые трудились и трудятся на разных участках ЮУЖД.