Недовольны, но ездят. Может ли Челябинск избавиться от маршруток

Маршрутные такси пользуются у челябинцев популярностью за счёт скорости, но вместе с тем горожане недовольны уровнем безопасности таких перевозок. © / Александр Ефанов / АиФ

Сегодня трудно представить Челябинск без маршрутных такси. Тем не менее, общественники то и дело предлагают убрать маршрутки из города, указывая на их минусы. Смогут ли жители областного центра обойтись без этого вида общественного транспорта?

   
   

Минусов больше?

К плюсам маршрутных такси можно отнести скорость передвижения и более разветвлённую, по сравнению с другими видами транспорта, маршрутную сеть. Ради этого многие горожане готовы мириться с минусами такого способа передвижения. А минусов немало. Во-первых, частные перевозчики могут установить любую цену поездки и не предусматривают скидок для льготников. Во-вторых, стремясь обогнать конкурентов, водители не боятся объезжать заторы по дворам. В-третьих, множество микроавтобусов, рассчитанных на 15-20 пассажиров, занимают на дороге гораздо больше места, чем, например, один большой автобус. А ведь маршрутки в попытках разъехаться на дороге часть создают аварийные ситуации и, как следствие, заторы на дорогах.

Тот факт, что маршрутные такси могут не останавливаться на некоторых остановках, конечно, влияет на скорость движения, однако может стать значительным минусом: порой водители не слышат или игнорируют просьбы пассажиров, и проблемы возникают как у тех, кому было необходимо выйти, так и у тех, кто хотел воспользоваться транспортом.

Одна из наиболее острых проблем – частое несоблюдение элементарных норм безопасности. Зачастую водители заняты буквально чем угодно, вместо того, чтобы контролировать ситуацию на дороге. Стаканчики и бутылки с напитками, телефоны и многое другое отвлекают водителей, что в худшем случае может привести к аварийной ситуации.

Длительная работа

Специалисты отмечают, что даже при нынешнем казалось бы огромном количестве маршруток на дорогах их провозной способности недостаточно для комфортного передвижения – в часы пик в одном микроавтобусе может находиться гораздо больше пассажиров, чем он должен везти по правилам. Так что один из выходов – выпустить на дороги более вместительный транспорт.

   
   

«Количество микроавтобусов будет снижаться. Особенно это будет заметно, начиная со следующего года. Число больших автобусов, в сравнении с тем количеством, что выходит на линию сейчас, безусловно, увеличится в 2019-2020 годах, но это не прямая замена», - пояснили в управлении транспорта администрации Челябинска.

«Я уверен, что отказаться от маршруток не просто возможно, но и необходимо. В принципе, десяток самых популярных маршрутов можно отменить уже сейчас – ЧелябГЭТ и ОГТ (предприятие электротранспорта и автобусный парк  прим. ред.) немного подкорректируют расписание и никакого коллапса не будет. От беспересадочной сети мы всё равно уже давно ушли – часто даже на маршрутках приходится ездить с пересадками. А маршрутная сеть троллейбусов и трамваев, в том числе и благодаря участию общественников, была заметно улучшена. Кроме того, благодаря введению сдвоенных остановок, мы избавились от трамвайных заторов и теперь в часы пик на трамвае передвигаться порой даже быстрее, чем на маршрутке», – считает Александр Агарков, активист движения «Гражданский патруль».

По словам Александра, проблемы, которые возникают из-за количества маршрутных такси в городе, власти решить могут. Наиболее легкий и быстрый способ – сделать частный бизнес цивилизованным. Также поможет строительство новых линий и введение маршрутов для электробусов, которые могут заряжаться от контактной сети троллейбуса и проехать около 30 километров там, где этой сети нет.

«Разумеется, микроавтобусы-фургоны должны уйти, но остальное вариативно. Пожалуй, проблема лишь в том, что частники не готовы закупать низкопольный транспорт: то есть они хоть завтра перейдут с фургонов на ПАЗики, но вот если мы хотим, чтобы каждый автобус был доступен для инвалидов и детских колясок – придётся субсидировать. Хотя не исключаю, что власть выберет компромиссный вариант – делать низкопольным не весь выпуск, а по несколько машин на каждый маршрут. Это не вполне справедливо, но основательно сэкономит бюджет города», – добавил Александр Агарков.

Возможность избавить город от маршруток есть, но это требует огромного количества времени и ресурсов. Необходимо восстановить маршруты прочих видов общественного транспорта, которые для людей будут не менее удобными, чем маршрутные такси. Также необходимо обновить подвижной состав, который будет способен обеспечить комфортное перемещение по городу.

Разумеется, максимальное сокращение маршрутных такси требует участия со стороны как властей, так и горожан. Однако процесс этот все же необходимый и вполне выполнимый.

Смотрите также: