Сроков было названо уже столько, что очередная дата служит только предметом для шуток.
А, может ,Челябинску обойтись вовсе без метро и заморозить стройку? Может ли служить альтернативой скоростной трамвай на эстакадах? И верно ли, что меньшая глубина тоннелей по сравнению с первоначальным проектом грозит нам трещинами в домах? Ответить на эти вопросы мы попросили генерального директора ОАО «Челябметрострой» Андрея Агеева.
Строим, но в Москве
- Не так давно убрали заграждение на Комсомольской площади, открыли станцию. Получается, метро в Челябинскевсе-таки строят?
- К сожалению, с осени прошлого года работы по строительству метро не ведутся – нет финансирования из федерального бюджета. Одна область, не говоря уже о город, такой проект не потянет, хотя, к примеру, в прошлом году область выделила рекордную сумму – 1,5 миллиарда рублей. Поэтому мы пока работаем в Москве – в столицу уже уехала первая вахта.
- Получается, челябинские метростроевцы трудятся в Москве? За что же столица нас так не любит?
- Дело тут не в Челябинске, другие города тоже не получают пока денег на строительство метро – и Казань, и Екатеринбург, прочие. К сожалению, без федеральных средств никак не обойтись, слишком долгий проект – никакие кредиты тут не помогут.
- А сколько необходимо для активных работ?
- Челябинску требуется в год общая сумма в 5-6 миллиардов рублей. При таком финансировании мы бы построили метро за 4 года. Пока же будем поддерживать метро в должном состоянии и закончим эскалаторный тоннель на станции «Торговый центр».
- Наверное, опять пойдут слухи, что проще метро вовсе закрыть.
- Не получится. Пройдено уже больше 50%. Если заморозим стройку, то поддержание тоннелей обойдется в те же деньги, что и строительство. К таким выводам пришла специальная комиссия еще осенью 2010 года. Сделано действительно много. Станция «Комсомольская площадь» уже отлично выглядит, неплохой проект. По моему мнению, там даже отделка не нужна – и в бетоне хорошо смотрится, достаточно добавить еще конструкций, обеспечить нормальное освещение, и получится станция в духе хай-тек, подобно московской станции «Деловой центр».
Больше фото - здесь.
Эстакады – это не выход
- В свое время один из местных ученых на страницах нашей газеты критиковал изменение проекта метро, согласно которому прокладку поднимали выше к поверхности. Утверждалось, что это прорвет «карманы» с сыпучим грунтом и водой, а значит, создается угроза для фундаментов домов…
- Во всем мире тоннели метро строятся на расстоянии четырех метров от фундаментов. Это допускается. Есть специальные мероприятия, которые позволяют исключить всякий риск, пусть в грунте даже немало воды, как в Санкт-Петербурге. В Москве, кстати, тоже в отдельных местах избыток воды. В Нью-Йорке очень сложная геология – там и скала, и вода. Изначальный проект челябинского метро разрабатывался в годы, когда технологии были совершенно другие. Сейчас они совсем другие, тот же бетон на порядок крепче. Так что опасаться нечего.
- Является ли проект челябинского метро каким-то особенным? Говорят, что строительство идет туго из-за того, что город стоит на гигантской гранитной плите.
- У нас самое обычное метро. Абсолютно та же ситуация в Екатеринбурге, который стоит на такой же плите. Геология не влияет на темпы строительства. Повторю, только деньги.
- Может быть, стоит вернуться к идее скоростных трамваев – на эстакадах?
- Это плохая идея. Эстакады слишком высоко не поднять. Они займут много места, будут портить архитектурный облик, мешать жителям – меры по защите от шума потребуют больших расходов. Но главное препятствие – климат. У нас по полгода зима, резкие перепады температур. В Москве построили одну линию, и сейчас она стоит, потому что не приспособлена к нашему климату. Нет, альтернативы подземке нет – даже в Токио, где высокая сейсмичность, преобладают подземные линии. В Дубаи, где, казалось бы, хороший климат, тоже сделали ставку на подземные сообщения – там все портит песок, который на рельсы действует как настоящий абразив.
- А реально изменить проект, чтобы учесть новые реалии? Упор сделан на связку центра и Тракторозаводского района, но сейчас ведь ЧТЗ не притягивает столько людей.
- Проект изменить – это и очень долго, и дорого. Да и зачем? Тут может сыграть обратная реакция. Если метро свяжет центр с Тракторозаводским районом, возможно, многие заинтересуются пустующими площадками. Район получит новый импульс к развитию. Бизнес ведь очень чутко реагирует на такие вещи.
Без пробок и в тепле
- Все-таки метро – это черная дыра или выгодное предприятие?
- Очень выгодное. В час одна линия сможет перевезти до 40 тысяч человек. Представьте, сколько автобусов и маршруток понадобится для такого количества! Какие пробки это создаст, каковы последствия для экологии! Метро не зависит от погоды, от аварий, светофоров. График движения поездов очень четкий, да и ждать вы их будете не на улице.
Это выгодно и для города, региона – привлечет инвесторов, будет больше налоговых поступлений. Без метро город не сможет дальше нормально развиваться – никакие развязки и расширение дорог нас не спасут. Конечно, сейчас, когда нет финансирования, губернатор правильно делает, что бросает все силы на развитие дорог. Но в перспективе именно метро разгрузит Челябинск, без него мегаполис полноценно развиваться не сможет. В СССР считали, что каждый город с миллионным населением должен иметь метро.
- А с какой скоростью будут передвигаться поезда челябинского метро?
- Поезд может разгоняться до 100 километров в час. Но в Челябинске расстояние между станциями 2-4 километра, тут особо не разгонишься. Выгоды в другом – ритмичность движения, короткие паузы.
- Эх, скорее бы прокатиться! Новой даты открытия , стало быть, не назовете?
- Знаете, в Челябинске метро так-то есть, но вот будет ли? Думаю, что будет! Ведь оно уже есть.
Смотрите также:
- Деньги побежали уже давно. Первым на кризис отреагировал авторынок →
- Дороги надо строить с головой →
- Метро всё ещё интересно →