Вместо Барби – мисс Каприз. Владелец сети игрушек – о предпочтениях детей

Игры девочек невозможно представить без кукол. © / АиФ

Чем удивить ребёнка на Новый год, почему мы ностальгируем по советским игрушкам и почему закрываются маленькие детские магазины, нам рассказал президент Уральского экономического союза, владелец федеральной торговой сети игрушек Олег Витковский.

   
   

Деревянные игрушки никому не нужны

Корреспондент chel.aif.ru Наталья Зверева: Олег Викторович, в преддверии Нового года есть бум продаж детских игрушек?

Олег Витковский: Взрослые готовы потратиться на дорогие игрушки для своих чад дважды в году: первый раз на день рождения, второй – на Новый год. Дни рождения у всех детей в разное время, поэтому да, бум продаж в рознице как раз приходится на последние недели декабря.

– Что чаще всего покупают на новогодние подарки детям?

– Покупают то, на что откладывали, копили. Это хорошие куклы, машины на пульте управления. Но вообще, когда у тебя 45 тысяч наименований в ассортименте, выделить что-то сложно. В каждом сегменте есть свои лидеры продаж.

– Что сегодня выбирает покупатель – низкую цену или хорошее качество?

– Дешёвые игрушки покупателю стали малоинтересны, он понимает, что такие быстро ломаются, расклеиваются, разваливаются. Так что качество прежде всего теперь. Благо люди сегодня могут себе его позволить: они стали богаче, как ни крути. В 2023 году мы это особенно почувствовали.

   
   

– О какой игрушке мечтает современный ребёнок?

– Удивить его сегодня очень тяжело, и производители изощряются в создании и оформлении игрушек. Дети тянутся к интерактивным игрушкам, ведущим диалог, участвующим в развитии, которые двигаются и водят с ним хороводы.

– Упали ли продажи куклы Барби?

– Упали, зато выросли другие. Сейчас многие китайские игрушки мы заводим под бренды. Выбираешь из десяти заводов один, который может сделать тебе хорошую куклу, и озадачиваешь свой штат дизайнеров, бренд-менеджеров, которые создают тебе свою Барби. Только она уже не Барби называется, а мисс Каприз. И эта мисс настолько популярна, что дети ждут продолжения серии.

– Какая советская игрушка незаслуженно забыта?

– Нет таких. Просто старые игрушки модернизировали, и они стали на порядок интереснее. Это у нас с вами ностальгия, мы вспоминаем деревянные игрушки и радуемся, увидев их на прилавках, а со­временным детям они не нужны по большому счёту. Им хочется чего-то более современного, инновационного. Кстати, после того как у нас перестали показывать западные мультфильмы, упал интерес к брендовым европей­ским и американским игрушкам. Дети довольно быстро переключились на других героев, что удивительно, но здорово.

Маркетплейсы заполонят города

– Что вы думаете об импортозамещении? Машины собираются так: берём детали из Китая и собираем в России. Куклы российские собираются так же?

– Это раньше так было. Сейчас наоборот: ты ищешь детали в России. Их уже делают! Не один, так другой завод. Что касается кукол, то они в основном у нас собирались, един­ственное – волосы возили из Таиланда, потому что у нас такой нефтехимии в стране не было. Думаю, сейчас спрос увеличивается – будут и предложения. Сырьё для игрушек появляется и в России теперь. Пусть оно пока хуже по каче­ству, но уже ведь рядышком, «через дорогу». И ты начинаешь выбирать между российским и турецким, российским и китайским, российским и ещё каким-то. Но речь о пластмассе, пластике, а не о какой-то сложной игрушке. Пока ни Узбекистан, ни Россия не сделали инерционной машинки, я уж не говорю о радиоуправлении, для нас это словно изобрести космический корабль. В этом плане Китай нам даже в ближайшее десятилетие сложно будет переплюнуть. Мы пока топчемся на месте, в глубину игрушки не заходим, а только лишь чуть изменяем имеющиеся модели.

– Маркетплейсы – конкуренция «живым» магазинам?

– Ещё какая. Маркетплейсы – бич для малых игрушечных отделов, лотков и развалов. Поэтому те сейчас стремительно закрываются. И чем крупнее город, тем это заметнее.

– Продавцов хватает?

– Дефицит кадров везде, в том числе в онлайн-торговле и в «живых» магазинах. В этом году мы два раза поднимали зар­плату продавцам, теперь повышаем третий раз. Промышленные предприятия продолжают отнимать у нас специалистов, заманивая их огромными зар­платами, поэтому удерживать сотрудников сегодня очень сложно. Приведу пример. Летом мы купили швейную фабрику, на которой швеи много лет работали за оклад 15-18 тысяч рублей в месяц. Прошло всего полгода – теперь мы не можем найти швею на 70 тысяч!

– Правда, что сейчас для бизнеса наступили «лихие 90-е»?

– Отчасти да, потому что сейчас открылось много возможностей, много пустот, куда надо заходить. И первым делом туда идёт наш малый и средний бизнес. Я считаю, это хорошая возможность.