Надо сучить ногами. Как развивать туризм на Южном Урале?

Знаменитое озеро Чебаркуль, куда упал метеорит, должно стать достопримечательностью для приезжих. © / Александр Фирсов / АиФ

Недавно была запущена электричка, которая связала Челябинск с Миассом и одним из крупнейших горнолыжных центров Южного Урала. Кто-то считает это доказательством того, что туристическая отрасль активно развивается, другие настроены более критично.

   
   

Своё видение ситуации у Алексея Мешина, который в туризме проработал 30 лет, из которых пять лет возглавлял ассоциацию туризма Челябинской области. Он посетил 57 стран и был автором двух региональных программ развития туризма.

Хватка, как у цыгана

Корреспондент сайта chel.aif.ru Эльдар Гизатуллин: Вы проработали в туризме 30 лет. Согласны ли с тем, что эта сфера в нынешнее время на Южном Урале развивается? Вот не так давно и регулярную электричку до известного горнолыжного центра запустили…

Алексей Мешин: Эта электричка под названием МВД, то есть маршрут выходного дня, хорошо была известна ещё в советское время. Так что всё новое - это действительно хорошо забытое старое. Я помню, что по две электрички в выходные ходили, и для жителей Южного Урала времён СССР не было проблемой покататься на лыжах за городом!

Туризм у нас в регионе уже пережил несколько кризисов. Когда только начинался этот бизнес, в одном Челябинске было 100 турфирм, потом стало уже 600! Когда я уходил на покой, оставалась лишь треть от этого количества, а сейчас, конечно, ситуация другая. На рынок туризма сильно влияет Интернет.

- А что мешает развиваться этой сфере в регионе?

- Это ведь малый бизнес, и все препоны, которые мешают у нас развиваться малому бизнесу, распространяются и на туризм. В первую очередь дорогостоящие кредиты. Рентабельность среднего турбюро составляет 6-8%. Как же тут платить ставку кредита 15-19%?

   
   

Другая проблема - уровень кадров. Когда я начал работать с заграницей, то понял: если там не будет моих людей, то я ничего не смогу заработать - что называется, буду бежать за курицей, чтобы согреться. Поэтому стал собирать студентов, причём ставку делал не на отличников, а на ребят думающих и самостоятельных. Задания давал, например, такие: «Подготовь-ка мне бизнес-план своей фирмы за два дня» или «Составь договор на чартер с авиакомпаний». Ответ чаще всего был такой: «А мы этого не проходили…»

Пришлось многому их учить. Скажем тому, что образование у них должно быть как у руководителя, а хватка как у цыгана. Поражало, что некоторые, собираясь работать в туризме, не знали английского языка! Говорят: «А я переводчицу буду нанимать». Так переводчица, например, в Турции стоит 100 долларов в час! Как же тут деньги можно зарабатывать при таких расходах?

Чебаркульская казачья крепость - один из брендов Южного Урала. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

 

- Тем не менее выучить вам многих удалось. Туризм в 1990-е годы, вероятно, был суровой школой?

- Верно. Но и прибыльной. Много ведь и бандитов тогда летало. Обратно они тоннами везли технику, мебель, а руководитель одного крупного челябинского завода ухитрился на самолёте «Мерседес» привезти.

Но при всём при том в бизнесе проще. Я вот, когда работал преподавателем в ЮУрГУ, больше уставал от писанины, отчётов. Однажды это так мне надоело, что в середине отчёта написал: «Кто дочитает до этого места, поставлю тому бутылку шампанского!» Настолько я был уверен, что никто эти отчёты не читает. Меня вызывает ректор Герман Вяткин, смеётся и говорит: «Покупай шампанское! Я дочитал». Оказывается, он на больничном был, вот и просмотрел все документы.

Бочку солярки на кон!

- Получается, проблема кадров в туризме в основном из-за того, что у выпускников больше теоретических знаний, чем практических?

- Смотрите, в советских ПТУ у учащихся была солидная практика. На производстве они должны были по полведра гаек и болтов изготовить. Да так, чтобы они подходили друг к другу. В туризме же, к сожалению, у выпускников образные «гайки» и «болты» редко подходят друг к другу.

Поражает ещё и инфантилизм. Мне приходилось стимулировать ребят - кого-то деньгами, кого-то девками - мол, со многими познакомишься. Но всё равно многие какие-то незрелые. Я, к примеру, в 18 лет уже на целину в Казахстан отправился командиром отряда, причём в подчинении у меня половина была комсомольцы, а половина - бывшие заключённые. И я справлялся. Наверное, сыграло роль, что я до войны родился - чтобы выжить, приходилось в мешок крапиву для супа собирать. Мы быстро взрослели.

- А как вам удалось на целине справиться с таким специфическим контингентом, как бывшие заключённые?

- У меня был в отряде Толик, бывший «бугром» в колонии. Я сделал его своим заместителем по организационной работе - Толик отвечал за дисциплину и неплохо справлялся со своей работой. Поначалу был бригадиром по установке лагеря - правильно расположил палатки, устроил туалет, погреб. Когда секретарь райкома приехал с проверкой, мы оказались в числе лидеров.

После другая проблема возникла. Из 30 человек у меня лишь четверо умели пахать. Мы организовали курсы, подготовили ещё шесть человек, но сожгли всю солярку. А через день уже начало пахоты! Поехали мы с Толиком в соседний отряд. Достаёт мой зам золотой портсигар (украл, наверное, где-то) и предлагает: «Давайте в «очко» сыграем? Если мы выиграем, берём бочку солярки, а потом возвращаем. Если вы, то забираете портсигар уже без возврата». Так как ничего они не теряли, то согласились. И мы, конечно, выиграли!

В итоге после пахоты наш отряд оказался на первом месте. Забросали нас красными знамёнами, тушёнкой, а главными призами стали радиола, на которой можно было даже «Голос Америки» ловить, и мотоцикл «Урал».

- Получается, руководить и работать в дальних краях вы начали задолго до работы в туризме?

- Да, меня и на Кубу посылали на два месяца. Вызвали внезапно, дали поручение, а я испанского языка не знал. Пока летел 18 часов, учил разговорник для чекистов. На Кубе мне надо было подготовить секретарей провинций по работе с молодёжью - в общем, комиссарская задача была.

Работа оказалась интересная. Ходил с местными на рубку сахарного тростника, на рыбалку. Весь улов, кстати, мы отдавали в детдома. На Кубе после войны было много сирот.

О пользе туалета

- Если вернуться к проблемам регионального туризма, всё ли зависит только от бизнеса?

- Конечно же, государство должно сыграть свою роль. Прежде всего это касается инфраструктуры - дорог, автостоянок, даже туалетов. В малых городах, куда хотят завлечь туристов, иной раз весьма проблематично найти общественный туалет. В своё время глава Чебаркуля, когда поднялся интерес к метеориту, поставил несколько туалетов - и правильно сделал.

- Говоря о малых городах, не могу не вспомнить об опыте города Мышкин в Ярославской области. Ведь смогли же местные власти превратить его в один из центров туризма!

- Здесь многое зависит от руководства: если люди творческие, болеющие за свой край, то у них многое получается. В случае же с Мышкиным сыграло свою роль то, что в том городе ничего нет. Не знаю даже, минус это или плюс. Бедность заставила местных изо всех сил сучить ногами. И всё у них в результате получилось. У нас тоже много неиспользованных туристических брендов. К примеру, в Чебаркуле это не только метеорит, но и большая казачья застава, которая некогда там была. В Кыштыме - все демидовские и прочие заводы, церковь XVI века. Всё это ресурсы, которые только ждут своего освоения.

Досье

Алексей Мешин родился в 1940 году в Челябинске. Окончил техникум лёгкой промышленности, после Магнитогорский пединститут в 1965 году. Работал на целине. Был назначен секретарём горкома комсомола в Магнитогорске, позднее трудился в партийных органах. Возглавил областной совет по туризму и экскурсиям.