Реконструктор битв Сергей Голубев: «У нашего народа короткая память!»

«Дивизион» появился в столице Южного Урала в 2011 году. Раньше эти же челябинцы в клубе «АвтоМоторКлассик» восстанавливали машины времен Второй Мировой войны. Но от техники постепенно перешли к людям и событиям того периода, и уже четвертый год устраивают реконструкции битв Великой Отечественной в Екатеринбурге, Уфе, Перми и Челябинске.

   
   

Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Сергей, сколько занимает подготовка одной битвы?

Сергей Голубев: Если клуб  выступает в Челябинске, то около 4-6 месяцев. Сначала мы ищем территорию, договариваемся с властями о проведении мероприятия. Вместе выбираем битву, прорабатываем архивы и обсуждаем сценарий.

Здесь, в городе, мы стараемся сделать привязку к боям южноуральских дивизий, чтобы она формировалась из наших земляков-ветеранов. Поэтому много времени уходит на работу с источниками в архивах.

–Как именно это происходит?

– Мы изучаем мемуары солдат и офицеров, чтобы узнать детали битвы – во что были одеты бойцы, что они ели и как воевали. Еще богатейшие знания о Второй Мировой дает поисковая деятельность. На территории России проходят специальные Вахты Памяти. Туда приезжают поисковые отряды со всей страны, в том числе и наш клуб «Дивизион».

Реконструкция битвы Второй Мировой войны. Фото: Пресс-служба проекта "Живая история"

На местах былых сражений мы поднимаем солдат, которые не были захоронены и пытаемся определить личность погибшего. В последних наших поисках только двое солдат Красной Армии были обнаружены с медальонами. Родственников одного из них мы нашли и отдали им реликвию – медальон погибшего деда.

   
   

– Говоря о подготовке, вы не упомянули про поиски униформы.

– Форму Красной Армии тех лет мы ищем на складах вооруженных сил Российской Федерации. И находим! Рубашки солдат Великой Отечественной войны лежат там да сих пор. Униформу вермахта нам шьют на заказ в Польше и Америке. Даже в Германии есть фабрики, выпускающие одежду по лекалам того времени.

Вообще форма собирается очень долго и скурпулезно. Купить брюки и китель можно за один день, а остальные мелочи – ремень, фуражку, медальон – ищем месяцы и даже годы.

– А если она во время сражения порвется?  

– Такое бывает, но нечасто. И даже если во время боя порвалась штанина, то лучше не покупать новую, а зашить ее. Это будет выглядеть в духе того времени, ведь у воинов не было возможности постоянно переодеваться, верно? Поэтому чаще всего мы сами подшиваем одежду черными грубыми нитками.

– И для чего все это, Сергей? Что объединяет участников десятков клубов только в Челябинске?

– Мы, реконструкторы, хотим почувствовать историю изнутри –  потрогать ее живьем, почувствовать и прожить какое-то мгновение в условиях наших дедов.

Когда вы читаете учебники истории, то видите там на картинке бойца с автоматом. Но вы не найдете в простом учебнике описания того, сколько весит это оружие, как оно стреляет и так далее. Или униформа – насколько она была удобной, прочной и теплой? Это можно узнать только на реконструкции. Например, мы много читаем о том, что немецким солдатам было очень холодно воевать в России. Но так ли это, я узнал лишь когда побывал в этой шинели. И она действительно очень холодная!

Реконструкция битвы Второй Мировой войны. Фото: Пресс-служба проекта "Живая история"

К сожалению, у нашего народа короткая историческая память. Фронтовики уходят из жизни, и события той войны забываются.

На одном из открытых уроков истории в Челябинске я услышал от ученика, что Гитлер, оказывается, пришел освобождать Россию. Такое прискорбно слышать от детей, которые где-то что-то прочитали, и бездумно пересказывают написанное! Поэтому своими реконструкциями мы пытаемся напомнить зрителям, что, несмотря на всю кровопролитность Великой Отечественной войны – это была значительная страница в истории нашего государства и великая Победа наших дедушек, бабушек. Для сохранения этой памяти мы это и воссоздаем бои Второй Мировой.

– Как ваши близкие относятся к такому увлечению?

– Муж и жена – одна сатана! Сначала супруга была не в восторге от моего увлечения. Теперь она участвует в реконструкции вместе со мной.

В 2010 году она впервые поехала со мной на реконструкцию в Златоусте. Там проходил фестиваль по гравюре на холодном оружие, и в автобус с нами сели рыцари средних веков, солдаты Наполеона, красноармейцы, белогвардейцы, белочехи. Смесь эпох в одном ПАЗике произвела на нее неизгладимое впечатление, и после этого супруга решила присоединиться к нам.

Реконструкция битвы Второй Мировой войны Фото: Пресс-служба проекта "Живая история"

– Как можно попасть в клуб реконструкции «Дивизион»?

– Наши критерии отбора для участников очень просты. Человеку должно быть больше 18 лет, и он не должен состоять в террористических организациях. Если желающий стать реконструктором исторических сражений Второй Мировой подает заявление о вступлении в клуб, то оно рассматривается на заседании. Потом у новичка начинается испытательный срок. Он не должен запятнать честь мундира и звание участника «Дивизиона».

– Вы имеете в виду, не должен отойти от сценария?

– Нет, от сценария в битве ребята могут отходить, это не страшно. Но если мы заметим, что новичок ведет себя некорректно, вызывающе и не соответствует нормам поведения, то он исключается. У нашего клуба, есть свой кодекс поведения, он же – административный кодекс РФ. 

Читайте также >>> Чудить надо с умом. Переименование челябинских улиц туристов не привлечет. Разговор АиФ-Челябинск с директором Центра историко-культурного наследия Челябинска Дмитрием СЕМЁНОВЫМ.