Открытая трибуна. Эксперты «АиФ» о географии, дорогах и ШОС

Первые уроки географии в детсаду: где же находится космодром Плесецк? © / фото Александра Фирсова / АиФ

Почему культура второстепенна?

Челябинцы написали первый Всероссийский географический диктант. На вопросы Русского географического общества ответили свыше тысячи человек. Результаты опубликуют в декабре.

   
   

«Лекции в ЮУрГУ я читаю на протяжении 50 лет. Дошло до того, что нынешние студенты не могут назвать не только важные исторические даты, но и мировые столицы. Эта тенденция прослеживается с середины 1990-х годов. С появлением персональных компьютеров молодые люди стали уповать на то, что отныне запоминать ничего не нужно. Культура в целом стала второстепенна.

Бывшие школьники не знают ни трёх великих рек Сибири, ни административно-территориального устройства России. Конечно, вопросы на географическом диктанте были заковыристые. Но на большинство из них правильно ответит даже моя 10-летняя внучка, с которой, читая роман «Дети капитана Гранта», мы по карте изучили 37-ю параллель южной широты. Проглядев сот­ню ответов на этом диктанте, 100%-ного результата не обнаружил ни у кого. Так, многие не подозревают, в каком именно субъекте Федерации находится космодром Плесецк.

Незнание географии опасно, потому что гаджеты будут под рукой не всегда. Эта наука шире, чем многие предполагают. Она рассказывает об основах выживания, закономерностях развития природных систем и политических процессах. ЕГЭ по географии сдают 3% учащихся. Остальные, скачивая рефераты в Интернете, не могут объяснить даже элементарных терминов. Теперь, когда в силу определённых событий на первый план вышли вопросы государственной безопасности, люди, обладающие знаниями и умеющие оперативно применять их, важны особенно».

Кирилл Шишов, писатель, краевед

Челябинск и ШОС

В Челябинске в 2020 году, возможно, проведут саммит глав ШОС. По словам губернатора, к такому форуму город должен кардинально измениться: появятся новые объекты, новая инфраструктура, новый внешний вид города. «Всё это мы делаем для жителей Челябинска, это останется людям», - сказал Борис Дубровский.

«Если бы не было торжественных мероприятий, подобных саммитам глав ШОС, их бы стоило изобрести. Безусловно, инициатива интересная и многообещающая, ведь речь идёт об объектах, способных преобразить Челябинск в лучшую сторону, сделать его более комфортным и удобным для жизни. Так, давно нуждается в реконструкции аэропорт, не помешает миллионному городу конгресс-холл, в котором проходили бы все значимые мероприятия, не лишними бы стали новые гостиницы с самым высоким стандартом обслуживания. В общем, всё то, что называется современной инфраструктурой.    
   

Первые шаги уже сделаны: управлению архитектуры города дано поручение о подборе участков для строительства, идёт речь об организации архитектурного конкурса на право создания проекта. Только вот следует уточнить, что вряд ли можно изменить качество городской среды возведением пусть и крупных, но не объединённых общей идеей объектов. Каков будет прок от фешенебельных гостиничных номеров, если из их окон будет виден заросший Миасс и его набережная, вдоль которой негде зацепиться взгляду? А ведь река способна стать той осью, вокруг которой можно создать современный сопутствующий ансамбль. И вряд ли будет достигнут желаемый результат, если не будет модернизирована дорожная структура и вся система общественного транспорта. Здесь, в частности, напрашивается и строительство новых мостов через Миасс, и многое другое.

В общем, масштаб задач впечатляет, а их сложность только будет расти по мере решения. Кто, к примеру, выступит в качестве инвестора, какие гарантии и преференции для него предусмотрены? Будет ли государство и область принимать участие в качестве соинвесторов? Как предусмотреть загрузку новых объектов (того же конгресс-холла) в будущем, чтобы они не висели мёртвым грузом на плечах собственника и окупили себя?»

Алексей Андреев, кандидат экономических наук, преподаватель, блогер

Гипотеза дороги

На прошлой неделе с подачи минэкономразвития области у нас вновь заговорили о проекте высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург, который «привлечёт инвестиции» (то есть обойдётся) в 165 млрд рублей.

«Экспертное сообщество не первый раз выражает серьёзные сомнения в необходимости осуществления именно сейчас очередного дорогостоящего мегапроекта с весьма проблемной эффективностью. Некоторые уже называют его «челябинское метро - 2».

Во-первых, непонятно, откуда возьмутся деньги, учитывая, что РЖД сейчас не в лучшем финансовом положении и урезает даже необходимые расходы. Федеральный и областной бюджеты в условиях кризиса, объявленной всеобщей экономии также, скорее всего, следует исключить - там и так остаются только социальные расходы, которыми рисковать не станет ни один министр, ни один губернатор - если он не политический самоубийца. Инвестиции такого масштаба со стороны регионального частного бизнеса в столь долгосрочный проект с неясными сроками окупаемости также нереальны. Про иностранные вложения (даже китайские, на которые ссыла­лись раньше) в сообщении минэкономразвития области ничего не говорится. Оно и понятно, китайцам дорога из Челябинска в Екатеринбург не нужна, им нужна магистраль из Китая в Европу, а её планируют вести по другому, более короткому пути.

Наконец, подсчитано, что на озвученные деньги (и даже на треть дешевле) можно построить полноценный автобан между этими же городами по немецким расценкам!

Что же лучше для региона и его жителей - построить за огромные бюджетные деньги (в том, что РЖД пойдёт за день­гами именно к государству, сомневаться не приходится) магистраль, окупая которую монополист станет диктовать цены и разорять частный бизнес грузовых и пассажирских автоперевозок, или в кои-то веки сделать качественную автодорогу европейского уровня, которая даст гораздо больший импульс развитию обоих мегаполисов, разовьёт конкурентную среду в перевозках и других сферах?

Но это было бы нарушением основного закона нашей экономики: бюджетные деньги должны «осваиваться» исключительно близкими к власти монополистами в как можно больших масштабах.

Правда, есть ещё один традиционный сценарий развития этого сюжета. На опубликованной карте-схеме будущей магистрали чётко обозначен заголовок: «Гипотеза». Это даже не предложение или проект, а лишь «гипотеза». Возможно, чиновники на ней лишь попиарятся и забудут, как это часто у нас бывает. В таком случае будем считать, что дёшево отделались».

Александр Подопригора, политолог

Смотрите также: