От алясок до бронежилетов. Миасская фабрика перешла на гособоронзаказ

Миасская швейная фабрика объявила срочный набор на дополнительные рабочие места в связи с увеличением гособоронзаказа. Мы побывали там и выяснили: условия труда нормальные, зарплата по нынешним меркам вполне приемлемая. Почему же не хватает рабочих рук? Причин несколько.

   
   

Из крановщиц в швеи

В швейном цехе светло и по-домашнему уютно. Свет идёт и от больших окон, и от ламп. На окнах горшки с цветами, один другого краше.

«Кто их поливает?» – спрашиваю мастера-наставника Татьяну Илясову.

«Тут у каждой швеи свой подоконник, – отвечает она. – Девочки из дома цветы приносят. У нас света много, они отлично растут».

Отмечаю про себя, что сильного шума, как в заводских цехах, нет, лишь характерное стрекотание швейных машин.

«Но за вредность доплата всё же идёт», – поясняет Илясова.

Мы подходим к одному из столов, за которым сидит швея Наталья Нечеухина.

   
   

«Я раньше работала программистом, – объясняет она. – Шью с раннего детства. Здесь моя задача – пошив специальных изделий для автомобилей «Урал»».

Машинка Наталье нравится: она начинена сложными программами, понимает команды с полуслова и даже говорит со швеёй. Работать приходится и дрелью, чтобы сверлить в толстом материале отверстия. Но Наталью это нисколько не напрягает. Наоборот, перемещение от одного рабочего стола к другому вносит разнообразие в её работу.

А вот рабочее место Светланы Базаркиной. Она отлично выглядит, хотя одна из самых возрастных сотрудниц фабрики. После школы, когда училась на швею, проходила здесь стажировку. Но, окончив техникум, выбрала профессию кондитера. «Не так давно решила всё-таки вернуться к своей первой специальности, – рассказывает Светлана. – Пришла сюда – цех тот же, а оборудование совсем другое! Пришлось учиться заново. Зато работаю всю смену, не отвлекаясь на ремонт»

«Нам необходимо идти в ногу со временем, – объясняет начальник производства и главный технолог Изабелла Жиглеева. –Сейчас мы закупаем современное оборудование китайского, японского и итальянского производства. Качество выше европейского».

Мы подходим к рабочему месту Валерии Патракеевой. Она отучилась на кассира, начала работать в торговле, но довольно быстро поняла, что продажа товаров - не её призвание. А на швейную фабрику пришла ещё и потому, что здесь работает её мама Анастасия.

«Швейная династия Патракеевых начинается не с меня, а с нашей бабушки, – улыбается Анастасия, когда я подхожу к ней. – Поэтому я с детства любила шить. Но отучилась на крановщицу и долгое время работала по этой специальности. Родила четверых детей, долго была в декрете. А когда он кончился, обнаружила, что высоты боюсь. Пришла на швейную фабрику и ни секунды об этом не жалею».

Как видим, путь в швейную отрасль у многих был довольно длинным. Почему? Этот вопрос мы обсудили с сотрудницами швейной фабрики.

«Как ни странно, наше министерство образования не способствует поднятию престижа профессии, – вступает в разговор менеджер по персоналу Екатерина Бахтеева. – Колледжи и техникумы перестали обучать швей. Закрывались целые техникумы и училища. Есть одно учреждение – Миасский геологоразведочный колледж, в котором имеется учебная программа по специальности «швея». Вся надежда на него!»

«И дело здесь не в низких зарплатах, – считает Изабелла Жиглеева. – Уровень зарплат у нас достаточно хороший, в среднем 30 тысяч рублей. Проблема в том, что большинство детей сейчас не приучены к труду. Профессия швеи в любом случае подразумевает мастерство. А молодёжь ищет лёгкий заработок».

Рабочих рук не хватает

Сейчас в Миассе потихоньку меняется отношение к профессии швеи. О том, что на фабрику требуются новые сотрудники, написали многие СМИ. И люди стали откликаться. Приходят, знакомятся с производством и понимают: условия работы и зарплата вполне соответствуют их ожиданиям.

Свою историю предприятие ведёт с 1946 года. Сначала шили ватники, потом знаменитые на весь Советский Союз куртки-аляски. Развитие рыночной экономики и увеличение конкуренции позволило руководству предприятия найти свою нишу. Был освоен выпуск бронежилетов, одежды и рюкзаков для охотников и рыболовов. В последние годы фабрика сконцентрировалась на производстве военной продукции. Основной заказчик – министерство обороны РФ. Изделия конструируются и шьются согласно установленным требованиям, проходят испытания. После испытаний вносятся необходимые корректировки.

С началом спецоперации швеи занялись изготовлением бронежилетов и экипировки для военных. Рабочих рук для выполнения заказа не хватает, поэтому и объявлен набор. Люди приходят трудоустраиваться не только для того, чтобы заработать, но и чтобы выразить свою гражданскую позицию.

Сотрудники фабрики не сомневаются: когда придёт время, можно будет не только вернуться к прежнему ассортименту, но и расширить его.

Комментарий

Управляющий директор Миасской швейной фабрики Андрей Каргин:

– У нас совместно с одним из учебных заведений были планы наладить систему профессиональной подготовки швей начиная со школьной скамьи. Но с началом СВО эти планы пришлось отодвинуть. Мы взяли мастера-наставника, набрали 10 человек. Это женщины, которые шили дома, но в потоке не работали. Сотрудницы получают зарплату, начиная с первого дня обучения. Подготовка швей - не наша работа, но мы вынуждены этим заниматься, потому что перед нами стоит задача исполнить все контрактные обязательства и увеличить выпуск продукции.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к руководителям других швейных фабрик Челябинской области: мы можем скоординировать работу. Были бы рады помощи областного правительства в вопросе этой координации, так как заказы на пошив изделий военной экипировки большие. 

Директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов:

- Лёгкая промышленность, как оказалось, – не лёгкая. Отсутствие долгосрочно гарантированных заказов – основная проблема, которая явилась следствием ФЗ-44. В этом случае необходимо вводить элементы госплана для гарантированной загрузки основных предприятий отрасли, хотя бы на 50% от общего объёма.

По подготовке кадров в советское время для школьников была организована программа профориентации в учебно-производственных комбинатах (УПК). Там дети получали профессиональные навыки и расширяли свой кругозор, сейчас это утеряно. Учащимся в колледжах необходимо предоставить возможность за время обучения получать знания и квалификацию минимум по 5-ти профессиям. Тогда у человека будет многообразие в выборе жизненного пути.