Очарование Чёртовых бараков. Как ругательство дало название посёлку?

Сергей Гдаль (справа) знакомит на своих экскурсиях не только с историей домов, но и организует встречи с жителями в исторических костюмах. © / Из личного архивa

Не так давно в Челябинске прошли необычные экскурсии – всех желающих приглашали прогуляться по посёлку Колупаевка. Интересно, что экскурсии организовала не туристическая фирма, а обычный челябинец.

   
   

Впрочем, совсем обычным Сергея Гдаля назвать нельзя – он краевед и завхоз в молитвенном доме староверов. В посёлке Колупаевка он вырос и живёт до сих пор, знает многие местные тайны.

Например, откуда вообще появилось такое смешное название? Где находилась одна из самых крупных скотобоен? И верно ли, что могилы ветеранов Великой Отечественной войны могут оказаться под фундаментами новых жилых домов?

Гранит для Транссиба

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Как возникла идея провести экскурсию по Колупаевке?

Сергей Гдаль: Сподвигли меня на это дело мои хорошие друзья – это ведущий праздников Антон Брагин, председатель старообрядческой поповской общины Александр Шестаков и редактор сайта «Хороших новостей» Александр Олексюк. Сам я тоже живу в Колупаевке, и когда друзья ко мне приезжают, мы часто гуляем по посёлку. Говорить я умею, могу много чего интересного рассказать о родных местах, и друзья мне сказали: «Так сделай ты уже целую экскурсию, и не только для нас, а для всех желающих». Я и согласился.

- Откуда возникло представление, что посёлок является одним из самых криминальных мест в Челябинске?

- Колупаевка формировалась как рабочая окраина. Само название произошло от имени первого поселенца – это солдат Евгений Колупаев. Он переехал сюда из Заручейной части Челябинска в самом конце 19 века. Занимался тем, что колупал камень – дело в том, что в этих местах протекает река Каменка или по-другому Каменный Лог, и вдоль неё есть много выходов гранита, который часто использовали при строительстве Транссиба.

   
   

Рабочие, которые добывали камень, селились здесь же. Дома у них были самые простецкие, встречались даже насыпные. И, конечно, контингент там был своеобразный – место даже называли Чёртовы Бараки.

- Верно ли, что в основе названия неприличное, даже матерное слово?

- На сленге 19 века «колупай» - это некий такой копуша, человек с замедленной реакцией. 

Старообрядцы и цыгане

- Правда ли, что в посёлке один из последних сохранившихся в Челябинске родников?

- В посёлке находится источник реки Каменка – она же Колупаевка, она же Поганка. Родник находится рядом с улицей Троицкий тракт. Я сам регулярно сюда наведываюсь. Лучше всякой очищенной воды, которая продаётся в магазинах.

- Как связаны с историей Колупаевки старообрядцы и цыгане?

- Цыгане здесь селились ещё до революции, поскольку тут была возможность заселять свободные участки. Многие до сих пор живут в посёлке. В 90-е годы некоторые из них построили огромные коттеджи.

А в самой западной части Колупаевки долгое время действовало два молитвенных дома разных старообрядческих согласий – поморской и часовенной. Многие из тех, кто переезжал в Челябинск более 80 лет назад, были из старообрядческих деревень, и конечно и здесь держались свой веры и обрядов. Работали они, как правило, своими кланами - трудились, в том числе, на заводе им. Колющенко. Поэтому получили здесь земельные участки.

- Планируете ли проводить ещё какие-то экскурсии?

- О каких-то других экскурсиях пока трудно говорить. Просто сейчас, пока застройщики ещё не изуродовали этот район новым типовым жильём, можно именно в Колупаевке увидеть, как произошёл переход от традиционной крестьянской России к России рабочей. В посёлке видно, как изменились дома. Даже частные дома – это, можно сказать, квартиры: нет хозяйственных помещений, хлевов для животных.

- А какие еще места в Челябинске и окрестностях мало известны, но могут быть интересными для любителей истории и краеведения?

- Можно назвать, например, заимку купца Моренова – она находится в западной части Колупаевки. Там можно увидеть радиовышку РВ-72, одну из первых в Челябинске. Она работала до 2015 года. Купец Моренов приобрёл эту заимку в начале 20 века – у него там была скотобойня. Объёмы были такие огромные, что забивали в день до 200 голов скота!

Ещё он занимался перепродажей хлеба. Моренов был одним из тех, кто сделал Челябинск «зауральским Чикаго». Во время Первой мировой войны он заключил просто баснословные контракты на обеспечение армии продовольствием. Многие переехали в Челябинск именно потому, что Моренов развернул такое масштабное производство.

Кроме того, рядом с радиовышкой находится заброшенное закрытое кладбище. Недалеко, как вы знаете, областная больница, а чуть дальше госпиталь ветеранов. Тех ветеранов, которые умирали уже после окончания Великой Отечественной войны, хоронили как раз на том закрытом кладбище. До сих пор живы некоторые жители посёлка, которые были этому свидетелями.

- А кто-то ухаживает за такими захоронениями?

- Знаю, что челябинский краевед Юрий Латышев обращался в строительную компанию, которой сейчас принадлежит этот участок земли. Говорил – вы собираетесь строить там жилые жома, но по законодательству запрещено их возводить на месте захоронений.

Но Роспотребнадзор почему-то утверждает, что никакого кладбища там нет. Хотя если мы откроем карты, например, 60-х годов прошлого века, то там это место обозначено как закрытое кладбище. Хочется надеяться, что застройщик поступит по-людски и перезахоронит хотя бы ветеранов, а не раскатает всё бульдозерами.

Плитка из бутылок

- Вы также являетесь старостой старообрядческой общины. В чем состоят ваши обязанности?

- Содержу молитвенный дом, помогаю проводить службы. Кстати, вокруг дома у нас выложена плитка, которую нам помогли собрать активисты акции «Разделяйка». Собирали какие-то баночки из-под сметаны, бутылки, прочее. Надо было собрать целую тонну, представляете? Это полностью загруженная «Газель». Из этого вторсырья нам и выплавили плитку.

- Получается, вас волнует не только история, но и экология. Или речь идёт о сохранении и благоустройстве даже самых малых уголков?

- Тут тема шире. Многое исчезает – здания сносят, меняется совершенно городская среда. Важно сохранить то, что ещё есть. У нас, например, стали забывать, в каких условиях жили люди, наши предки. Или те, кто сделал Челябинск настоящим городом. До сих пор ведь бытует представление – да что, мол, у нас смотреть? Ничего нет. Это не так. История – это не только грандиозные события. Это и такие места, как Колупаевка. Это люди и их жизнь.