В Челябинске разгорелся скандал, который, при одном развитии ситуации, может больно ударить по дальнейшим перспективам любимого спортивного детища горожан – хоккейного клуба «Трактор», но поможет решить многие проблемы благоустройства. При другом, более вероятном, всё останется по-прежнему, но поставит в неудобное положение городских и областных чиновников. В чём же суть конфликта?
Неугомонный урбанист
Бучу поднял неугомонный лидер движения «Челябинский урбанист» Лев Владов. Просматривая проект городского бюджета на следующий год, он натолкнулся на строчку «Субсидия местным бюджетам на содержание, поддержку и развитие ХК «Трактор». И цифру 1 миллиард 35 миллионов рублей.
«Уже больше года я и мои коллеги показываем чиновникам проекты по развитию городской среды Челябинска и его общественного транспорта. И постоянно получаем один и тот же ответ: «Ребята, денег нет!» А когда я наткнулся на строку в проекте бюджета по расходам на ХК «Трактор», то подумал, может я ошибся? А потом изучил все цифры вместе с коллегами и даже позвонил знакомому чиновнику – и оказалось, что это действительно так. Вдумайтесь в эти цифры!» - призвал Владов.
Для сравнения урбанист привёл расходы на общественно важные цели. Так, на содержание и ремонт всего дорожного хозяйства выделено 792 миллиона, на здравоохранение 565,5 миллионов, а на систему ЖКХ – 199 миллионов.
При этом, как отметил городской активист, «Трактор» - это коммерческая структура, самостоятельно получающая прибыль с продажи билетов, рекламы, клубной атрибутики, а также многочисленных спонсоров, в числе которых большинство крупнейших предприятий города.
«Наверно сложно понять, что такое миллиард рублей. Город зарабатывает со всей наружной рекламы – баннеров, растяжек и прочего – 146 миллионов рублей. Это 10 процентов от того, что мы платим «Трактору» из наших карманов. То есть, горожане скидываются и платят клубу, чтобы он существовал! При этом средний бюджет каждого района – 70 миллионов рублей. Из них 50 уходят на поддержание деятельности самой администрации. Естественно, оставшихся средств не хватает», - подчеркнул Владов.
По приведенным цифрам выходит, что «белый медведь», являющийся эмблемой клуба, «съедает» все, что город получает от налога на имущество – 332 млн, единого налога на вмененный доход для предпринимателей – 460 млн, доходов на топливные акцизы – 45 млн и наружной рекламы – 146 млн. И это при том, что Челябинск тратит на благоустройство гораздо меньше других российских городов – около 1,6% бюджета вместо средних 14% по стране.
«Дайте Челябинску на благоустройство столько, сколько вы дарите клубу, и через пять лет вы не узнаете города!» - подытожил урбанист и призвал депутатов пересмотреть проект бюджета, а также обратить внимание мэра и губернатора.
«Трактор» - наше всё?
Власть отреагировала мгновенно. «Честь мундира» взялся отстаивать вице-губренатор области Вадим Евдокимов, курирующий вопросы культуры и спорта. Чиновник схлестнулся с урбанистом сначала в эфире одной из радиостанций, а затем в публичной дискуссии в администрации Центрального района.
Конструктивной дискуссии не получилось. Евдокимов назвал Владова «непрофессиональным популистом и хамом» и обвинил в пиаре и желании выдвинутся в депутаты на выборах в следующем году.
«Деньги, выделенные «Трактору» - это не только сама команда. Это и «Мечел», и «Белые медведи». Это полторы тысячи ребятишек, занимающиеся хоккеем в этой системе. Это дети, которые сейчас живут спортом. Это родители, которые считают, что их ребенок должен заниматься спортом», - подчеркнул вице-губернатор. Он отметил, что горожане должны жить не только «хлебом единым», но и чем-то более значимым, каковым для многих является хоккей в лице ХК «Трактор». А на благоустройство и без «тракторного миллиарда» выделяется достаточно средств.
Сторонники финансирования хоккейного клуба за счёт бюджета напирают на то, что «Трактор» - это имиджевый проект, работающий на образ города, «наше всё». Поэтому его финансирование необходимо не только оставить в существующих размерах, но даже увеличить. «У нас хоккейный город. Это наша традиция. Это народная команда».
Противники считают, что на первом месте должно быть благосостояние жителей города. А его имидж должна создавать удобная городская среда. И уже потом – хоккей. Профессиональный клуб должен научиться зарабатывать сам - через эффективных менеджеров, которые выстроит клубную систему так, что будет хватать и на миллионные зарплаты игрокам, и на подготовку кадров в спортивных школах – тех самых полутора тысяч мальчишек с клюшками в руках.
По словам одного из болельщиков клуба, когда он после матча не может добраться до дома из-за отсутствия общественного транспорта, ему становится наплевать и на игроков в черно-белой форме, и на слова о «величии родного клуба».
Парадокс в том, что со своей позиции правы и те, и другие. Одни - в том, что «Трактор» - действительно едва ли не единственный бренд Челябинска, у которого десятки тысяч болельщиков. Другие – что привлекательность городу обеспечивают не люди в спортивной форме, а городская среда, в которой удобно жить.
Скорее всего, в следующем году клуб получит свой миллиард. Однако, очевидно, что чаши весов, на одной из которых «зрелище», а на другой – «хлеб», должны быть, по меньшей мере, сопоставимы.
Смотрите также:
- Где налоги? За счёт каких доходов живёт Челябинск и почему денег не хватает →
- Челябинец предложил урезать финансирование «Трактора» ради благоустройства →
- Кому нужен «Трактор»? Давыдов отказывается финансировать хоккейный клуб →