Легенда №34. Пять фактов о лучшем танке Великой Отечественной войны

Т-34 оказался настолько хорош, что до сих пор входит в армии ряда стран. © / предоставлено пресс-службой Уралвагонзавода

В августе 1942-го на Челябинском Кировском заводе началась серийная сборка легендарного танка Великой Отечественной войны Т-34. Это позволило увеличить объёмы производства боевой машины и стало предпосылкой для создания нескольких добровольческих соединений, которые отправлялись в бой на собственных танках. С августа по декабрь 1942 г. Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) выпустил 1055 танков Т-34, после чего приступил к производству самоходок и тяжёлых танков ИС.

   
   

От Сталинграда до Шестидневной войны

Танк Т-34, по мнению большинства специалистов, стал самым лучшим и самым массовым средним танком Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около 66 тысяч Т-34 разных модификаций. Советским оружейникам, во главе которых стоял конструктор Михаил Кошкин, удалось воплотить в нём оптимальное соотношение мощности двигателя и боевой массы, обеспечившее ему удивительную проходимость, маневренность и живучесть.

Кроме того, конструкция танка позволила модернизировать его на протяжении всей войны. А последняя модификация боевой машины Т-34-85 с более мощной пушкой поставлялась во многие страны Европы и Азии, участвовала во множестве локальных и крупных конфликтов, включая Корейскую (1950-53) и Шестидневную войну (1967). Мало того, он до сих пор состоит на вооружении ряда стран. При этом Т-34 стал одним из главных и узнаваемых символов Победы в Великой Отечественной войне.

«Танк оказался настолько хорошим, что позволял проводить целую череду модификаций: двигателя, башни с пушкой, броневой защиты и так далее, что может позволить себе далеко не всякая машина,- отмечает моделист-конструктор Денис Михайлов. – Когда перед немецкими конструкторами встал вопрос создания нового средне-тяжёлого танка, сравнимого по характеристиками с Т-34, они предложили Гитлеру просто скопировать советскую модель, но для фюрера это оказалось ниже достоинства, и в итоге получилась весьма спорная «Пантера»».

На смену «Климу Ворошилову»

Осенью 1941 года танковое производство с заводов в Харькове, Сталинграде и Ленинграде было эвакуировано на Урал. По словам директора музея Челябинского тракторного завода Надежды Дида, поначалу ЧКЗ специализировался на тяжёлых танках КВ (Клим Ворошилов). Однако это был своего рода «штучный товар» - мощные машины были «танками прорыва» или, напротив, их использовали для укрепления обороны личным приказом командующего армии.

Но, когда летом 1942 года противник подошёл к стратегически важному Сталинграду, советскому командованию срочно потребовалась более массовая и надежная машина, такая как Т-34, которую было бы можно использовать для решения более локальных, узких задач.

   
   

«У Челябинского Кировского завода была возможность сборки «тридцатьчетвёрок». На заводе была линия из металлических колонн, позволяющих транспортировать даже более тяжёлые КВ. В июле были доставлены чертежи, а 22 августа первый танк уже сошёл с конвейера», - рассказала Надежда Дида.

Уральский добровольческий

После того, как процесс выпуска стальных машин был налажен, встал вопрос об их комплектовании. И уже в конце 1942-го у рабочих предприятий появилась идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса. Набирать штатный состав решили из жителей Челябинской, Свердловской и Молотовской областей (ныне Пермский край).

При этом всю комплектацию – от танков до пуговиц – рабочие взяли на себя. На содержание добровольцев они стали отчислять часть зарплаты, а также выпускать продукцию сверх плана.

В конце февраля 1943-го началось комплектование подразделения. В итоге было подано свыше 115 тысяч заявлений при объективной необходимости в девять тысяч 600 человек, а сумма добровольных пожертвований составила 70 миллионов рублей. Впервые в истории войн государство не потратило на создание мощного военного формирования ни копейки – всё было сделано и выкуплено на местных предприятиях. 

Приказом Наркомата обороны от 11 марта 1943 года новое подразделение получила название 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. В его составе числились 202 танка Т-34, около 70 бронемашин, 16 САУ, разнокалиберная артиллерия, миномёты. В июле того же года на втором этапе Курской битвы корпус принял боевое крещение, а в октябре стал десятым Гвардейским.

Дивизия «Чёрных ножей»

Однако у врага Уральский добровольческий корпус получил неофициальное название Schwarz Messer Panzer-Division, или «дивизия чёрных ножей». А всё потому, что в амуницию добровольцев входили чёрные ножи-финки, не предусмотренные в обмундировании танкистов.

Ножи сделали для всего состава корпуса – от рядовых до генералов – на Златоустовском инструментальном комбинате. Это были армейские ножи с чёрной эбонитовой ручкой и черными ножнами.

В военных хрониках часто фигурируют воспоминания немецких танкистов, которые рассказывали о бойцах-добровольцах, идущих в рукопашную с чёрными ножами после повреждения танка. Причём каждый обладатель «финки» знал навыки ножевого боя, что делало его грозным бойцом один на один с противником.

Фельдмаршал Паулюс и «колхозники»

С танками Т-34 челябинского выпуска связана одна из важнейших страниц Великой Отечественной.  Именно они 26 января 1943 года  прорвали оборону Шестой армии фельдмаршала Паулюса, оборонявшей Сталинград, разорвав немецкую группировку на две части и положив начало её разгрому.

«Машина входила в колонну из 150 танков под названием «Челябинские колхозники». Она была создана на деньги, собранные южноуральскими аграриями. Всего они перечислили 90 миллионов рублей», - рассказала Надежда Дида.

В память о подвиге танк Т-34 №18 колонны «Челябинские колхозники» установлен на Мамаевом Кургане в Волгограде. 

Смотрите также: