Устойчивая работа завода важна не только для Чебаркуля, для которого ОАО «Уралкуз» – градообразующее предприятие. Завод – стратегически важный партнер для предприятий многих отраслей промышленности России. Как отразился на производстве глобальный спад в экономике, какие разработки сегодня осваивают металлурги и как удается сохранять уникальный коллектив – об этом пойдет речь в беседе с руководителем «Уральской кузницы».
«АиФ–Челябинск»: От стабильной работы таких промышленных предприятий, как «Уральская кузница», зависит благополучие многих южноуральцев – они обеспечивают и поступления в бюджет, и занятость населения. Металлургию, как и весь реальный сектор экономики, сейчас лихорадит, как на этом фоне обстоят дела у вас?
Виктор Абарин: В прошлом году в общей кризисной ситуации мы сумели сохранить объем выручки практически на том же уровне, что и годом ранее, незначительное снижение составило полтора процента. Это стало возможным благодаря увеличению доли заказов более дорогостоящей продукции и сохранению объемов экспортных заказов.
Но при этом объемы производства в тоннах у нас сократились. За последний год значительно снизился спрос в машиностроительной отрасли – а это основной наш заказчик. Производство двигателей и спецтехники, сельскохозяйственных машин упало почти на треть, в вагоностроении падение более чем на 50%. Это вызвало рост конкуренции на рынке поковок и штамповок, в том числе и со стороны китайских производителей, которые активно осваивают европейский рынок с аналогичной продукцией. Мы наблюдаем не только расширение сортаментной линейки и увеличение объемов китайских поставок, но и ценовой демпинг. И хотя их продукция значительно уступает нашей по качеству, в сегодняшней сложной экономической ситуации потребители все чаще в ущерб качеству выбирают продукцию с более низкой ценой.
К тому же растет стоимость сырья, – к примеру, только с октября 2015 года цена на ферросплавы, необходимые для выплавки металла, увеличилась на 16%. Сырье же – это 70% себестоимости продукции «Уральской кузницы».
– В таких сложных условиях обычно встает вопрос повышения эффективности производства. За счет чего удается держаться «Уралкузу»?
– Нам приходится очень серьезно подходить к решению задач по сокращению внутренних издержек, изысканию возможных резервов по всем направлениям затрат. К примеру, мы проводим целый комплекс энергосберегающих мероприятий: во всех основных производственных подразделениях монтируем узлы автоматического учета и регулирования энергоресурсов, модернизируем энергоемкие агрегаты и оборудование. В 2014–2015 годах провели модернизацию систем управления компрессоров высокого давления, сейчас завершаем монтаж нового современного компрессора мощностью 2,5 МВт.
К тому же мы продолжаем концентрироваться на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью, для этого на протяжении последних лет мы модернизировали и обновили оборудование. Установили станки для более глубокой механической обработки и новые лентопильные станки, освоили производство крупнотоннажных цельнокатаных колец. А в челябинском филиале, где мы производим стали специального назначения, модернизирована группа термических и нагревательных печей, запущен мощный пресс усилием 1600 тонна–сил для производства поковок из спецсталей и жаропрочных сплавов, внедрили станки для обработки поверхности длинномерных и крупнотоннажных поковок под заказы европейских потребителей.
– У «Уральской кузницы» велика доля экспорта, как внешнеполитическая ситуация отразилась на общем портфеле заказов завода?
– На европейском рынке мы прочно удерживаем свои позиции, в то же время были вынуждены прекратить сотрудничество с рядом предприятий Украины и Турции. Потерянные объемы восполняем на внутреннем рынке за счет участия в программе импортозамещения. Так, например, мы изготовили партию продукции для ВМФ России. Ранее данные изделия поставляло одно из предприятий Украины. На сегодняшний день мы имеем значительное количество таких заказов в связи с прекращением совместного производства отечественных и украинских машиностроителей и перевод его полностью на российские производственные предприятия.
– «Уральская кузница» в последнее время позиционирует себя как предприятие, активно работающее на проекты с приставкой «стратегические»…
– Да, действительно, мы специализируемся на заказах для стратегических проектов. Например, недавно мы заключили контракт на поставку комплектующих для модернизированных двигателей стратегических бомбардировщиков ВВС России. Изготовили партию поковок из нержавеющей стали для атомного ледокола нового поколения, который станет самым большим и мощным в мире. Есть интересные долгосрочные контракты на производство продукции для космических программ, нефтегазовой отрасли – мы начали выпуск крупногабаритных цельнокатаных колец массой более пяти тонн для северных участков нефтегазовых магистралей, освоили производство штамповок для атомного машиностроения – это корпуса для запорной арматуры весом около полутора тонн.
Многие разработки осуществляем совместно с ведущими российскими институтами и научно–производственными объединениями. Одна из самых последних – крупногабаритные штамповки для авиации, длина которых около четырех метров. Начали выпуск трубной заготовки из нержавеющих марок стали под заказы предприятий атомной отрасли.
– Сейчас повсеместно говорят о всеобщем кризисе неплатежей, «Уральскую кузницу» эта проблема коснулась?
– Так как многие наши партнеры, машиностроительные предприятия, испытывают серьезный дефицит оборотных средств, то есть готовы брать продукцию, но только в долг на условиях постоплаты. Но мы, к сожалению, сегодня не можем работать авансом, поэтому вынуждены периодически приостанавливать работу по заключенным договорам, что, безусловно, отражается на загрузке производства.
– Как снижение загрузки производства отражается на работниках «Уральской кузницы»? Многие предприятия уже заявили о массовых сокращениях персонала.
– Сейчас одна из наших главных задач – сохранить уникальный коллектив. Проще всего сократить численность персонала. Но мы отлично понимаем, что в том же Чебаркуле быстро найти специалистов при восстановлении объемов производства будет сложно, а потеря работы для жителей маленького города сегодня может стать просто катастрофой. Поэтому стараемся идти по пути введения режима неполного рабочего времени. Это самая безболезненная мера, на которую предприятие может пойти при таком снижении портфеля заказов. При этом социальные программы, предусмотренные коллективным договором, мы сохранили. Проиндексировали тарифные ставки, выполняем свои обязательства по охране труда и промышленной безопасности, оплачиваем медицинские услуги, детский отдых, выплачиваем надбавку к пенсии ветеранам.
– Каковы производственные прогнозы на 2016 год?
– На начало года мы заключили контракты со всеми ключевыми потребителями нашей продукции. У нас накоплено достаточно практического опыта работы в кризисных ситуациях. В 2008–2009 годы объемы производства снизились почти на треть, тем не менее, уже в середине 2010 года мы достигли показателей производства и отгрузки докризисного периода. Мы и сейчас верим, что накопленный опыт поможет нам сохранить весь имеющийся потенциал и преодолеть трудности.
Кстати
«Уральская кузница» – крупнейший в России производитель штампованной продукции из специальных сталей и сплавов. Компания обладает уникальными тяжелыми и сверхтяжелыми штамповочными молотами с массой падающих частей от 2 до 25 тонн, а также самым большим в мире бесшаботным молотом с энергией удара 150 тонна–сил. Такое кузнечно–штамповочное производство позволяет изготавливать огромные штамповки – весом до 2,5 тонн и длиной до 4–х метров.
Штамповки «Уральской кузницы» используют практически все отрасли машиностроения: ракетостроение и космическая промышленность, авиастроение и многие другие. Для железнодорожной отрасли завод изготавливает черновые оси локомотивов.
Завод имеет наукоемкий филиал в Челябинске, где выплавляет все известные на сегодня специальные стали и жаропрочные сплавы – продукцию с особыми эксплуатационными свойствами, выдерживающую экстремальные нагрузки и температурные режимы.
Смотрите также:
- Южноуральские машиностроители: «Мы оттолкнулись от дна, наметился подъём». →
- Южноуральские машиностроители обсудили проблемы своей отрасли →
- «ЛИВКОМ»: стальная надежность →