И всё же многие события этого форума, собравшего под одной крышей бизнесменов, политиков, экологов и общественников из 70 стран мира, напрямую связаны с Южным Уралом.
Объять необъятное невозможно. Этот старый афоризм Козьмы Пруткова справедлив по отношению к тому, что происходило на всех 50 квадратных километрах выставочного пространства МВЦ «Екатеринбург ЭКСПО»: 570 компаний–участников, полторы сотни презентаций, круглых столов, дискуссий и иных мероприятий, каким–то непостижимым образом вместившихся в четыре дня, около 60 тыс. посетителей.
Место изменить нельзя
Очень кстати оказалось предложение управления по связям с общественностью и социальной политике Русской медной компании (РМК) провести эти дни на её инновационном стенде. Идея показалось подходящей не только потому, что Челябинская область за последние годы стала основной производственной базой холдинга, а в регионе работают несколько его предприятий, обеспечивающих полный технологический цикл металлургического производства – от добычи и обогащения руды до выпуска конечной продукции, медных катодов и катанки. На стенде были запланированы и события, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к производству, но для развития Южного Урала обещающие стать очень важными. Впрочем, обо всём по порядку.
Хорошие технические возможности, уникальные системы мультимедиа, которыми оборудован стенд, а также его удобное расположение в огромном выставочном комплексе мотивировали представителей Челябинской области попросить разрешение именно здесь презентовать председателю правительства Российской Федерации Дмитрию МЕДВЕДЕВУ проект центра ядерной медицины, аналогов которому в стране пока нет.
«Это логичное решение,– рассказала министр экономического развития Челябинской области Елена МУРЗИНА.– Русская медная компания – один из лидеров экономики нашего региона, вкладывающий солидные инвестиции не только в развитие производства, но и в социальные программы, в числе которых и медицинская. Кроме того, у главы правительства в Екатеринбурге плотный график работы, и то, что в одном месте он сможет познакомиться сразу с тремя проектами Южного Урала – недавно запущенным Михеевским ГОКом, планируемыми Томинским горно–обогатительным комбинатом и центром ядерной медицины – было признано оптимальным».
… и другие официальные лица
Задолго до прихода Медведева в павильон зашёл врио губернатора Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ с целой свитой сопровождавших его специалистов и чиновников. Они постояли у мультимедийного экрана, ещё раз обсудили детали будущего разговора с премьером. Впрочем, даже «генеральная репетиция» стала презентацией перспективного проекта здравоохранения. В его детали вникли подошедшие министр промышленности и торговли страны Денис МАНТУРОВ, губернатор Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ, другие VIP–персоны, которые, кстати, не обделяли вниманием «медный» павильон все четыре дня работы «Иннопрома».
Здесь же (благо, всё в одном месте) гости знакомились с различными производственными и социальными проектами компании–хозяйки стенда. Кроме виртуальной экскурсии по двум горно–обогатительным комбинатам – уже действующему и проектируемому, именитые и рядовые посетители с максимальным эффектом присутствия смогли наблюдать за «Путешествием меди», проследив весь процесс производства. А интерактивные сенсорные панели «Инновации. Экология. Социальная ответственность» продемонстрировали несколько видеороликов о других направлениях работы компании.
ГОК и центр – строить
Председатель правительства, принципиально одобрив идею создания центра ядерной медицины, подробно интересовался качественными характеристиками обоих горно–обогатительных комбинатов. Он спрашивал о производительности промышленных комплексов по добыче и обогащению медно–порфировых руд и сроках строительства. Медведев отметил особую важность этой работы для экономики России, выразил уверенность в том, что всё задуманное удастся сделать полностью. Уже покидая стенд, Дмитрий Анатольевич, поинтересовавшись предполагаемой датой окончания строительства, пообещал приехать в Челябинскую область на открытие Томинского горно–обогатительного комбината. На выходе из павильона глава правительства с сожалением посмотрел на многочисленные планшеты, приспособления для просмотра объёмных изображений, сканеры, наушники и прочие мультимедийные гаджеты. Интерес премьера к ним общеизвестен. Но программа его работы на выставке была до предела насыщенной, так что в этот раз ему было не до технических новинок.
А вот обычные посетители и даже официальные представители, у которых со временем было не так напряжённо, возможности приобщения к современным виртуальным технологиям использовали в полной мере.
Не всё то золото…
Кроме знакомства с металлургией, это вызывало и бытовой интерес. У сканера, который быстро и с высокой точностью определял процентное содержание меди в чём бы то ни было, выстроилась солидная очередь. Проверяли всё подряд: от мобильников и планшетов (ни один из них, как известно, не может быть сделан без использования металла, известного с древнейших времён) до ювелирных украшений. Обручальные кольца по понятным причинам присутствия меди в себе не обнаруживали, а вот украшения посолиднее…
Автору этих строк пришлось стать свидетелем такой сцены. Молодая чета решила проверить свои ювелирные изделия. На даме они присутствовали в изрядном количестве. С кольцами и серёжками всё было в порядке. Но когда просканировали массивную цепочку жёлтого цвета, прибор неожиданно показал 86–процентное содержание меди. Последовала немая сцена и сдавленный женский шепоток: «Ты что за фуфло мне подарил?» Обескураженный мужчина, во избежание семейного скандала, взял свою спутницу под руку, и быстро увёл куда–то за пределы павильона.
Цветы, футбол и не только…
«Иннопром–2014» стал местом презентации сразу нескольких интересных проектов Русской медной компании, не имеющих прямого отношения к горнодобывающему и металлургическому комплексам холдинга. Совсем скоро холдинг начинает строительство здания своей штаб–квартиры в Екатеринбурге. Для разработки архитектурного проекта привлечено всемирно известное бюро «Фостер+Партнёры». Это будет первый проект бюро, реализованный в России.
При работе над офисным зданием для РМК активно использовалась тема меди. Ведь именно с этим металлом связана основная деятельность компании. Например, за основу дизайна фасада будущей штаб–квартиры взята структура кристаллической решетки атома меди. А цвет этого металла станет главенствующим в дизайне новостройки.
Бюро «Фостер+Партнёры» было всегда предано идее высоких стандартов «экологического» проектирования и инновациям в области энергосбережения. Разработчики стремятся воплотить свои идеи с максимальным использованием естественного освещения, используют для этого смелые инженерные решения. Такие принципы энергосбережения стали определяющими и при проектировании новой штаб–квартиры РМК: многогранная форма плоскости фасада позволит в полной мере использовать дневной свет в помещениях.
Цель компании – не только строительство комфортного офиса, но и создание новой визитной карточки Екатеринбурга. Здание известного архитектурного бюро должно стать новой жемчужиной центра Уральского федерального округа. Намечается и благоустройство территории вокруг новой штаб–квартиры. Здесь будет разбит красивый парк. Это здание, начало строительства которого запланировано на август 2014 года, должно занять достойное место среди архитектурных достопримечательностей Екатеринбурга.
Стенд РМК справедливо назвали экопромышленным. Внешний павильон компании, развёрнутый вблизи от главного входа в выставочный центр, украсили девять тысяч живых цветов в горшочках. Здесь были и папоротник, и гортензия, и фиалки и ромашки, и многие другие виды. После выставки их подарили гостям и посетителям.
Экофлористическая тема «Русское поле» была продолжена и при оформлении внутреннего павильона. Живые берёзы, полевой мох и трава, а также воспроизводимое из динамиков пение соловья создали в самом центре выставки настоящий уголок живой природы. Люди под берёзками назначали деловые встречи и просто приходили посидеть, отдохнуть. Само собой, после закрытия форума деревца с аккуратно упакованными в специальные ёмкости корнями сразу же высадили в открытый грунт.
Инновационный экологический стенд впервые появился в Екатеринбурге. А идея «Русского поля» предложена генеральным директором швейцарской дизайнерской компании Марком КУНЦЕМ. Такой подход созвучен социальной концепции компании – сохранять природу, минимизировать ущерб окружающей среде, восстанавливая экологическое равновесие.
Кстати, на внешнем стенде, в благоуханном цветочном море было устроено небольшое поле, на котором одновременно с финальными футбольными баталиями в Бразилии тоже кипели нешуточные страсти. Правда, мяч гоняли не люди, а… радиоуправляемые самосвалы. Но болельщики поддерживали свои команды не менее горячо, чем на стадионах за океаном.
А рядом происходило другое увлекательное действо. Всех людей, спешивших в Международный выставочный центр, почти у входа встречали летающие мини–вертолёты – квадрокоптеры. К каждому из них на длинной бечёвке был привязан увесистый пряник ручной работы, сделанный в форме фигурки улыбающегося рабочего–металлурга или большегрузного карьерного самосвала. Было достаточно одного ловкого движения руки проходившего мимо человека – и сладкий приз оставался у него. А квадрокоптер приземлялся неподалёку, чтобы с очередным пряником вновь взмыть в небо.
В нынешнем году у Русской медной компании 10–летний юбилей. Его празднование совпало с приближающимся Днём металлурга. И накануне, воспользовавшись хорошей возможностью, холдинг решил поздравить с праздником всех участников и посетителей выставки.
Говорили о важном
Для большинства обычных посетителей выставка стала полезным и увлекательным досугом. А вот у многих чиновников, бизнесменов и экспертов все четыре дня были наполнены напряжённой работой. Во встречах и обсуждениях, касающихся развития промышленного производства и цветной металлургии, участвовали и представители медного холдинга.
На форуме «Инструменты продвижения российских предприятий на мировых рынках» говорили о том, как открыть продукции уральских предприятий дорогу на внешний рынок, об организации кооперативных связей между производителями. Обсуждались и перспективы получения дополнительных конкурентных преимуществ на рынке экспорта.
Круглый стол «Оценка современных проблем природопользователей» касался закона о переходе экономики России на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Документ предлагает новые требования к охране окружающей среды для природопользователей. Но как их выполнять? Предприятия малого бизнеса получают дополнительные льготы, а для среднего и крупного бизнеса появляются дополнительные требования.
Своё мнение, совпадающее с позицией Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области и Российского СПП, высказал вице–президент РМК по контроллингу за производством и инвестициями Юрий КОРОЛЬ:
«Закон фактически не учёл предложений промышленников. Их смысл в том, чтобы уменьшить субъективизм в выборе технологических решений… Всегда будут возникать ситуации, когда используются решения и новое оборудование, которые по каким–то причинам не попали в перечень НДТ. Но вместо контроля за конечным результатом в виде жёстких нормативов рынок получит указания на основании кем–то составленного списка. Это может создать дополнительные бюрократические препоны и привести к появлению коррупционной составляющей».
Это мнение поддержали и другие промышленники. Столь же жарко и заинтересованно проходили обсуждения и на большинстве других дискуссионных площадках «Иннопрома». И это понятно. Ведь форум посвящён интеллектуальным технологиям, материалам и решениям, способствующим росту эффективности производственных процессов и конкурентоспособности промышленных предприятий. А эта амбициозная цель предполагает дискуссию и не терпит показного единодушия.
Но жаркие дискуссии были прерогативой не только искушённых политиков и промышленников. Не менее важные темы были и у молодых. В заключительный день выставки компания представила ещё один интересный социальный проект.
За два неполных года национальный литературный проект «Дочепуголетто», патронируемый одним из крупнейших производителей отечественной меди, превратился в заметное культурно–образовательное явление, перешагнувшее границы России. Общественности он был представлен год назад, на форуме «Иннопром–2013». А нынче участников и гостей выставки ждала новая встреча с координаторами проекта – заведующим кафедрой литературы, истории и философии ГИТИСа профессором Андреем ЯСТРЕБОВЫМ и московским педагогом Елизаветой АЗАРОВОЙ.
На открытом уроке с участием школьников Екатеринбурга состоялся живой разговор о взаимосвязи науки и культуры, проявлении и роли новых технологий в искусстве, перспективах их взаимодействия и развития, а также об особенностях предопределения технического прогресса в мировой литературе. Нашлось место и музыке. А в конце, по традиции «Дочепуголетто», каждый участник получил подарки.
«Мы развиваем производственные мощности на основе передовых, инновационных технологий, – рассказал президент Русской медной компании Всеволод ЛЕВИН.– В неменьшей степени мы стремимся к полноценному социальному развитию в городах и регионах присутствия наших предприятий. Такова идеология компании. Эти задачи не могут быть решены без открытости всех сторон деятельности. И если посетители нашего стенда в течение этих четырёх дней смогли не только узнать технологические особенности производства меди, но и увидеть социально ориентированную компанию с человеческим лицом, то свою миссию мы считаем выполненной».
Смотрите также:
- От рождения идеи до её реализации. «Синай-Групп» активно внедряет новые технологии →
- Президент познакомился с «умной медью» и другими наработками РМК →
- Чтобы обогатиться опытом и знаниями →