«Иду и реву». Преподаватель колледжа о том, как живет на свою зарплату

Преподавателям с низкой зарплатой приходится хвататься за любую возможность подзаработать. © / Светлана Болотникова / АиФ

Ирина (имя изменено по просьбе героини) преподает в одном из челябинских коммерческих колледжей. По словам женщины, ее зарплата в среднем составляет 25 тысяч рублей. Она рассказала chel.aif.ru, как педагог с высшим образованием и отсутствием предпринимательского опыта выживает с сыном на скромные доходы.

   
   

«Я один раз шла пешком от ученика до дома на другой конец города, - Ирина зла сама на себя. - Забыла, что в предыдущее посещение у меня не было сдачи с тысячи, тогда его мама дала еще 500 рублей и сказала, что это наперед, за следующую встречу. Я же у него репетитором четвертый год. И тут постеснялась попросить на проезд 28 рублей, стыдно из-за своей нищеты, на проезд ни рубля не было. Иду и реву. Погода хорошая была, и прогулялась, и проревелась».

«Самое сложное — пережить сентябрь»

Ирина говорит: иногда до того невыносимо тяжело, что она жалеет, зачем закончила исторический факультет вуза, постоянно проходит курсы повышения, посвятила себя преподаванию, «если можно было отучиться на курсах двухнедельных по маникюру или ресницам и больше зарабатывать». Причем, по ее словам, о зарплатах учителей и преподавателей вузов периодически вспоминают, а вот о сотрудниках колледжей — нет.

Ирина приводит такой расчет. Ей нужно добраться до работы на маршрутке с пересадкой, и в день она тратит на проезд больше ста рублей. Сыну дает на сутки двести — помимо проезда в вуз, ему остается на небольшой перекус. Итого на двоих только добраться в учебные заведения уходит порядка 7 тысяч в месяц. Квартплата — примерно 5 тысяч рублей.

«Еще ничего не купила, а ползарплаты нет, - вздыхает она. - Сыну каждый сезон беру то новую обувь, то куртку, футболки «горят»: он не модник, просто старое мало. Бытовая химия, кредит за диван... И все, на продукты практически не остается».

Женщина уверена: на одну ее преподавательскую зарплату выжить нереально. Все время приходится крутиться-вертеться, чтобы просто как-то существовать.

«Возможно, частично мое безденежье от того, что мы с сыном живем только на мои деньги, - размышляет педагог. - Мой бывший муж платил скромные алименты до 18-летия сына и сейчас оплачивает его обучение в вузе. И это, конечно, счастье, потому что сам согласился, а по закону уже не обязан. Я из-за алиментов не могла оформить пособие как малоимущая. Сыну сейчас 19, но я не гоню его на работу, потому что учиться сложно, он не семи пядей во лбу, и целыми днями пыхтит над уроками. Успеет, наработается. По мне лучше пусть у него долгов в университете не будет, чем принесет заработок в пару тысяч, пропуская уроки».

   
   

Наша героиня работает в негосударственном колледже на полную ставку. Раньше много лет отработала в государственном техникуме.

«При примерном равенстве зарплат главное отличие — сейчас у меня в разы меньше бумажной работы. В государственных учебных заведениях нужно заполнять столько бумаг, что на уроки уже сил и времени не остается, - говорит Ирина. - Зарплата моя на руки 25-30 тысяч. От месяца к месяцу по-разному, самое сложное — пережить сентябрь. Потому что зарплата в этот месяц приходит только в последних числах, и она крошечная, аванса нет, а с лета отпускные потрачены и забыты».

Примерно столько получают и коллеги Ирины. Есть те, кто зарабатывает 40 и больше, но они в колледже буквально живут. Берут на себя кучу нагрузки, например, составляют расписание, с детьми организуют выездные мероприятия в выходные и так далее — вот тогда будет 40. «Я считаю, это невыносимо трудно и невыгодно: нужно тратиться и на проезд лишний раз, и на питание, и забросить уборку квартиры, не видеть днями семью», - говорит Ирина.

«Валюсь без сил»

«В этом году расписание уроков составили так, что три дня в неделю я просто живу на парах, их по четыре-пять в день, а два дня — полностью отдыхаю, - рассказывает преподаватель. - Сначала расстроилась, но потом поняла, что смогу найти на это время подработку. И нашла, это — еще один колледж, туда я хожу дважды в неделю. Денег стало побольше, но я теперь реально валюсь без сил. Вместо того, чтобы придумывать интересные способы подачи материала, составлять презентации, разнообразить лекции, у меня одна мысль - скорее бы уроки закончились. Я эмоционально выгорела, эта погоня за заработком меня доконала. Честно — в основном, на 3 и 4 парах говорят ученики, а не я. Спрашиваю: «А у вас какое мнение на этот счет?». И они что-то рассказывают. Или даю письменную работу. Сяду, и ноги отдыхают, и голосовые связки не напряжены. Если у меня в расписании пять пар, то их будет 4,5. Я отпускаю детей пораньше, хоть это и не приветствуется правилами колледжа, потому что уже нет сил говорить. Да и голодная, я же стараюсь ничего не покупать на обед, из дома беру, если приготовлю пирожки или салат накануне. Нет так нет, терплю до вечера».

А после пар, по словам Ирины, очень многие педагоги подрабатывают репетиторами.

«С частниками работать выгоднее, я прошу 600 рублей за час индивидуальных занятий, если ребенок ездит ко мне домой, или 700, если сама добираюсь к ученику. Спрос есть, особенно ближе к весне, к экзаменам, - говорит преподаватель. - Тут одна знакомая мне говорит, она отказалась заниматься с мальчишкой-шестиклассником: у них в школе непонятная программа и странный учебник истории, по которому учат. Я не отказываюсь никогда, странный ли учебник, вижу ли, что ребенок все равно не сдаст экзамен — случай безнадежен и родители зря тратятся, - репетиторство беру. Потому что это — те деньги, на которые я куплю вечером нам с сыном молока и хлеба. Некоторые берутся за курсовые и дипломные работы, я нет: это занимает много времени, а волка ноги кормят».

«Боюсь стареть»

В июле в колледже выдают отпускные, и Ирина обязательно едет в отпуск. «Выбираемся с сыном на сплавы по области или в соседние регионы — Башкирию, Татарстан. Это единственное удовольствие, от которого я не могу отказаться», - говорит она.

Летом, скажет вам любой педагог, у репетиторов мертвый сезон. Дети и родители отдыхают, никто или почти никто не хочет заниматься учебой.

«В этом году конец августа был вообще «нулевым». Я осталась совсем без денег. Сын немного подработал, раздавал листовки, но платят за это сущие гроши, - вспоминает Ирина. - А я купила себе в секонд-хенде такую хорошую толстовку. Смотрю на нее и думаю, отдала 400 рублей, можно было вполне без нее обойтись, а хлеб, макароны, яблоки, пока урожай и они дешевые, покупать. Выставила ее на сайте объявлений за 700 рублей — представляете, купили. С тех пор я придумала еще небольшой способ заработка — перепродаю вещи из секонд-хенда. Об этом не знает никто, даже сын, мне стыдно, я чувствую себя челночницей с базара 90-х годов. Покупаю на перепродажу только тогда, когда уверена, что удастся накинуть на вещь, и она быстро уйдет. Как-то пришла знакомая, говорит, буду клининг вызывать, окна мыть не хочется. Я предложила свои услуги, пошла в единственный свой выходной, воскресенье, заработала 2 тысячи, вымыла 4 окна».

Преподаватель однажды обратилась за консультацией к юристу – хотела узнать, как можно оформить пенсию по выслуге, наработав 25 лет педагогического стажа.

«Мне до пенсии по возрасту 10 лет, - объясняет Ирина. - Юрист сказал, для нужно запросы делать, бумаги разные составлять, возможно, суды инициировать. И попросил за свои услуги 40 тысяч рублей. Сама я собирать документы, думаю, не смогу. Да и некогда».

Самое обидное, по словам преподавателя, что её знания и умения ценятся очень низко.

«Боюсь стареть —признается Ирина. - Не смогу такие нагрузки выдерживать. Как жить?»