Выборы губернатора и депутатов прошли, а сейчас уже призывают к прямым выборам мэра Челябинска. Как оказалось, воспитывать в себе критический настрой, правильно делать выбор и отстаивать свою позицию помогает философия.
Челябинский проект «Философские бои» не только стал победителем всероссийского конкурса грантов «Услышать завтра российской науки». Вскоре его представят на международном уровне в Женеве.
Автор проекта – аспирант кафедры философии Челябинского государственного института культуры, учитель школы «Семь ключей» Николай Скипин. Он убеждён, что надо массово обучать школьников философии, и эти знания будут вовсе не отвлечёнными, а помогут искать работу, выработать системное и критическое мышление, стать более самостоятельными в постоянно меняющихся условиях современной жизни.
Китай своими руками
Кореспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин:– Для многих философия – это что-то отвлечённое и далёкое от реальности. Неужели эти знания могут пригодиться в каждодневной жизни?
В нашем случае философия – это не какая-то эмпирея, а то, что руками собрано, причём с уклоном в политологию. Создаём свои государства, свои идеологии. Однажды с ребятами 10-11-х классов сотворили четыре разных государства: одно чисто западно-либеральное, другое очень централизованное, третье наподобие Китая (хотя когда создавали, не думали, что Китай получится), а четвёртое очень уж пацифистское, будто хиппи его основали. Устроили соревнование, и в итоге победил Китай.
Кстати, на уроки философии пускаем всех, не только старшеклассников. Однажды пришёл мальчик даже из пятого класса. Хотя ему было непросто.
– Как же можно с помощью «боя», пусть и философского, объяснить, как соперничают страны и партии?
– У нас, например, была настольная игра «Разделяй и властвуй». Ребята разбились на группы: консерваторы, социал-демократы, либералы. Предложили им ситуацию: Земля в кризисе, и лучшие земляне отправляются на космическом корабле осваивать новую планету. Затем происходит авария на корабле, и проблему уже предстоит решать исходя из той идеологии, что принята у вас в группе.
– Правда ли, что вы даже анализировали песни Валерия Меладзе и группы «Любэ»? Неужели там скрыты некие философские и политические подтексты?
– Правда. Мы проводили деконструкцию – искали не обычный смысловой, а иной подтекст. Взяли песню Меладзе «Разведи огонь». Начали с истории – оказывается, написали её в 1991 году, а переиздали в 1996-м. Заметили закономерность: песню переиздавали всегда в тот момент, когда в России шли выборы. И хотя Меладзе никогда не заявлял о принадлежности к какой-то партии, в тексте можно угадать призыв к определённому выбору. Интересно, что в Грузии эту песню перевели, и опять же к выборам!
А вот в песне «Конь» от группы «Любэ» очень показательны образы поля, всадника. Кстати, её написали во время чеченской кампании. И песня, конечно, очень идеологическая. Впрочем, есть немало исполнителей, которые не делают тайны из своей идеологической направленности. Олег Газманов, например, и гимн офицеров написал, и много других песен, воспевающих государство.
– А песни Ольги Бузовой тоже можно проанализировать?
– Почему бы и нет? Там тоже идеология, но идеология потребления.
Что поможет при собеседовании?
– Вы однажды сказали, что философия помогает выбрать или поменять профессию. Каким образом?
– У нас как-то был бой «Талант против трудолюбия». Поехали в Санкт-Петербург, где мои ребята отстаивали мнение, что важнее талант, а питерцы из физико-математического лицея – что трудолюбие. В итоге наша позиция, что если уж талант раскрыт, то его никаким трудолюбием не перетрёшь, победила. И одна из участниц боя так поверила в свой талант, что решила учиться на биолога в Канаде – подала документы в тамошний вуз и поступила.
Если философией заниматься не в виде занудных лекций, то это помогает структурировать знания, повышать уверенность в себе, сформировать свою позицию, причём порой неожиданно для себя самого. Так, одна девочка после боя «Мясоедство против вегетарианства» неожиданно пошла в кафе и съела сосиску, хотя до этого была вегетарианкой. Дело не в какой-то конкретной позиции, но занятия философией позволят вам разобраться в себе, в своих способностях, уметь отвечать не «да» или «нет», а аргументированно. Разве это не ценное качество при собеседовании или на переговорах?
– А кто приходит на бои? Только другие участники?
– Нет. Приходят, кстати, и потенциальные работодатели – обычно из той сферы, которая затрагивается в дискуссии. Так что это ещё и возможность представить себя, свои проекты. У меня многие ребята таким образом завязали полезные контакты для трудоустройства.
С иностранцами мы тоже в дискуссии вступаем. Был видеобой с Азербайджаном. А на конец октября запланировали дискуссию с Индией на тему традиционной культуры.
Тайны мультфильмов
– Как известно, философия почти всё подвергает сомнению. Стараетесь выработать у ребят критическое мышление? Чтобы не дали себя обмануть политикам.
– И это тоже. Критическое мышление никому не помешает. Надо жить своим умом, а не тем, что тебе внушают со стороны. Для этого используем приёмы софистики. Например, позиция «меня нет», или «вас нет», или же «вселенная возникла 40 минут назад». То есть суть состоит в том, что создаём заведомо абсурдные исходные положения и пытаемся их защитить или опровергнуть. Это нужно, чтобы выбить почву из-под ног и человек начал использовать свои знания.
Иногда анализируем мультфильмы. Один из моих любимых – это «Икар и мудрецы». Приветствуются необычные трактовки. Скажем, в «Ну, погоди!» нам показывают мир после апокалипсиса, а в «Малыше и Карлсоне» можно увидеть подсознательное «оно» мальчика в образе Карлсона и «сверх я» в образе папы. Понятно, что это шутка, но и шутка полезна для развития мышления.
Задания бывают порой самые неожиданные. Однажды я попросил ребят сформулировать свои собственные добродетели. Одна из девочек сказала, что её добродетель – «умение принять доброту». Я говорю: «Давай я тебе поставлю три и докажу, что это пойдёт тебе на пользу. Примешь моё добро?» Девочка отказалась. Выяснилось, то, что она сформулировала, вовсе не её добродетель.
– Думаю, далеко не всем педагогам нравится, что учите ребят не воспринимать многое на веру…
– Да, ко мне подходят учителя и спрашивают: «Что ты с ними делаешь? Они всё подвергают сомнению!» В итоге ребята приходят к неожиданным выводам. К примеру, объявляют Базарова не нигилистом, а гуманистом, так как он шёл на риск заражения, чтобы потом лечить людей.
– У мальчиков и девочек подход разный в таких дискуссиях?
– Мальчиков больше занимает практическая сторона и бизнес, а девочки или провозглашают пацифизм, или уходят в жёсткую идеологию. У представителей прекрасного пола вообще нередки крайности: то у них зайчики на гербе выдуманного государства, то кровавые репрессии. Девочек легче вывести на эмоции.
Это вполне естественно, что есть такие различия. Главное, чтобы ребята мыслили и делали выводы самостоятельно. Это пригодится и при трудоустройстве, и на выборах, и в каждодневной жизни.
Смотрите также:
- Тина Канделаки: «Быть женщиной в Росси тяжело» →
- ЕГЭ убивает будущих Ломоносовых →
- Говорите ли вы по-уральски? →