Вместе или вместо? Как приучить ребёнка делать дома уроки

В младших классах у детей ещё не развито в достаточно объеме логическое мышление. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Ситуация под названием «как сделать с ребенком уроки и сохранить нервные клетки» знакома большинству родителей, особенно, мамам – ведь именно они чаще всего «осваивают» школьную программу. Впрочем, бабушки и папы тоже задействованы в процессе.

   
   

И если ещё вчера ваш ребенок ходил в детсад и был милым и послушным, то, став первоклассником, он превратился в ленивого и упрямого ученика, который ни в какую не хочет делать уроки!

После миллиона напоминаний

По крайней мере, именно такая картина вырисовывается, если заглянуть в соцсети и на интернет–форумы. Для родительского сообщества выполнение домашних заданий – серьезная проблема, которую с жаром обсуждают, спорят, дают друг другу советы. Некоторые родительские комментарии похожи на мольбы о помощи:

«Безграничному терпению тоже приходит конец!!! Дочке 9 лет. Садится делать уроки после миллиона напоминаний, сядет и сидит, я уже вскипаю!! Математика – задача примитивная, таких сто штук решали. Спустя два часа оказывается, что примеров половину сделала, из них половина неверно. А задача! Грядки сложены с людьми и поделены на клубнику из следующей задачи… Особой любовью пользуется русский язык, Тут просто раздолье для дурацких ошибок. Ей по барабану: ёжИк или ёжЫк!»

«Дочка пошла в первый класс. Прошел всего месяц, а моя нервная система уже пришла в негодность. Сижу на валерьянке. Категорически отказывается делать уроки. Не то, что делать, а вообще садиться за них. Не хочет даже готовые прописи ручкой обводить!».

«Сын все может понять, просто не хватает ему усидчивости и внимания. Уроки «делает» часами, пока не подойдешь и десять раз не прикрикнешь, а так толку нет, в черновике сначала делает, но так плохо, почерк ужасный стал».

   
   

Мы сейчас не будем останавливаться на вопросе «кто виноват?» – семья, школа, природная лень или что–то еще. Попробуем ответить на вопрос «что делать?».

На первом месте – режим

Как в один голос утверждают психологи, ребенок, попадая из уютного мира детского сада в школу, испытывает сильнейший стресс. Поэтому готовить его к школьной жизни надо задолго до первого класса: не запугивать, естественно, а спокойно рассказывать, что скоро его ждет другая, более «взрослая» жизнь, где есть не только игры и развлечения.

На первых порах именно на родителей ложится основная ответственность за то, чтобы привыкание к школе прошло наименее болезненно. И тут главное, чтобы выполнение домашнего задания не превратилось в «куликовскую битву», где обе стороны проигрывают. У ребенка что–то не получается, он начинает капризничать. Мама срывается, кричит, пьёт валерьянку.

Для начала самим родителям стоит привыкнуть к мысли, что и им тоже придется решать примеры и писать упражнения. Не в буквальном смысле, а в организационном. Определитесь с конкретным временем, когда ваш ребенок будет садиться за уроки. Сразу после занятий в школе делать этого не стоит – ребёнку нужно как минимум час–полтора отдохнуть.

Считается, что оптимальное время, когда наш мозг настроен на интеллектуальную работу – с 15 до 18 часов. Но если ваш первоклассник пришел домой в 12 часов, то, наверное, до трех часов можно и не ждать. Главное – выбрать конкретный час, и стараться именно в это время приступать к домашнему заданию. Ситуация, когда уставшие родители, придя после работы домой, начинают делать с ребенком уроки до 11–12 часов, как раз и приводит к нервным срывам что у детей, что у взрослых.

Ругать или хвалить?

Следующий важный вопрос: насколько велика должна быть родительская помощь? Опять же знакомая ситуация: ребенок не может решить задачу, мама (папа) начинают объяснять как умеют, Ваш сын или дочь снова не понимают, все сердятся друг на друга… Итог: ребенка в сердцах назвали тупицей, решили задачу вместо него, он со слезами переписывает её в тетрадь.

На самом деле, ребёнок – не тупица: в младших классах у детей ещё не развито в достаточно объёме логическое мышление, поэтому задача родителей в том и состоит, чтобы запастись терпением и помочь развитию у ребенка навыков.

Конечно, не стоит выполнять домашние задания за вашего ученика. Не надо и «стоять над душой», бесконечно проверяя и дергая ребенка. Для начала нужно внимательно прочитать задание, убедиться в том, что ребенок понял, что от него требуется, ответить на все вопросы, которые могут возникнуть по данному конкретному заданию.

Пусть все письменные задания ребенок сначала выполняет в черновике. Это – страховка от ошибок и «грязи» в тетрадях. Потом проверьте, как ребенок справился с заданием. Если ошибся – спокойно снова разберите с ним задание, найдите ошибку, проанализируйте, повторите правило. Если справился – не скупитесь на похвалы.

Помог футбол

Чем можно мотивировать ребенка на выполнение домашних заданий? Как сделать так, чтобы он не воспринимал это как неприятную процедуру, от которой надо поскорей отделаться? Родительские окрики и принуждения имеют, как правило, кратковременный эффект.

Например, Татьяна Каргаполова, мама 8–летнего Антона, рассказывает, что предложила сыну превратить уроки в своеобразную игру: «Я сказала: давай сначала ты будешь делать свои уроки, а потом мне тоже будешь давать задания. Так мы с ним и делали: сначала он решает свои примеры, а потом мне говорит «делай задания № 35, 38» и тоже меня проверяет. И через какое–то время начал забывать про меня, стал сам все делать».

Карина Баева, мама 9–летнего Артема, считает, что её сын начал серьезно относиться к домашним заданиям после того как стал ходить в спортивную секцию: «Он очень сильно увлекся футболом. Стоит сказать, что он не пойдет в секцию, если не сделает уроки, то он сразу всё быстро делает. А раньше мы его и ругали, и наказывали – было бесполезно».

Надо ли давать деньги?

По мнению психолога Любови Евстигнеевой, если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки и процесс обучения вызывает у него негативные эмоции, то, как правило, к каждому такому случаю надо подходить индивидуально.

«В первую очередь, надо искать причины, почему это происходит: либо ребёнок в школе с трудом усваивает материал, либо у него проблемы в общении с одноклассниками и так далее, – говорит Любовь Евстигнеева. – Универсальные рекомендации касаются организации режима дня: родители должны четко определить, в какое время ребенок начинает делать уроки, требуется ли ему перерыв для отдыха, сколько времени этот перерыв длится.

У ребёнка ещё не очень развито чувство времени. Поэтому если вы говорите: отдохни 30 минут и садись за уроки, то ровно через 30 минут напомните, что ему пора делать уроки.

С течением времени должна происходить передача ответственности от родителей к ребенку. Если вы долгое время будете его жестко контролировать, то у самого ребенка чувство ответственности за свои действия, за конечный результат, так и не возникнет.

Выплата денег за сделанные задания дает эффект, но ненадолго. К тому же ребенок привыкает к мысли, что учеба нужна не ему, а родителям. Если родители по каким–то причинам перестанут давать деньги, то ребенок, скорее всего, учебу забросит.

Бывает, что выполнение домашнего задания проходит по достаточно агрессивному сценарию: ребёнок не хочет делать уроки, не понимает, как решать задачи, мама кричит на него и т.д. В таких случаях всё–таки лучше обращаться к специалисту, потому что здесь нужно психологическое сопровождение и детям, и родителям. Психолог может помочь родителям снизить уровень тревожности и в дальнейшем спокойнее вести себя в подобных ситуациях».

Терпение, выдержка и последовательность в своих действиях помогут мамам и папам воспитать у ребенка привычку самостоятельно делать уроки. Как пелось раньше в известной песне, «ведь, прежде всего, мы – родители, а все остальное – потом».