На все руки мастера. Школьницы обучаются ткачеству и верховой езде

У юных ткачих появились и свои любимые песни для работы и посиделки с домашней выпечкой. © / фото из архива Ольги Шишкоедовой / АиФ

Диковинные фото, где пони стоит у классной доски, а конь позирует в школьном коридоре, удивляют пользователей интернета, но не учеников и учителей школы №12 города Челябинска.

   
   

Пони у школьной доски

Конюшня в школе появилась три года назад. В 2013 году на баланс учебного заведения местные власти передали здание бывшего садика: помещение несколько лет занимала служба судебных приставов. Передать-то передали, но из-за различных предпроектных и проектных работ реконструкция здания затянулась. Скоро только сказки сказываются, а чтобы отремонтировать здание садика, который за последние годы успел стать прибежищем для бомжей, смета получилась на десятки миллионов рублей – астрономическая для школы цифра.

– Чтобы хоть как-то использовать вверенную территорию, руководство школы разрешило нам устроить временную конюшню – мечту учащихся школы, каждое лето занимающихся в конном клубе «Добрая Лошадка», выбрали место - в бывшем складском помещении – заваленном сгнившим хламом сарае с провалившейся крышей, которое сами расчистили и отремонтировали. Сейчас мы единственные в Челябинске, кто может предложить учащимся своей школы занятия по верховой езде, основам ветеринарии и иппологии (науки о лошадях). Кроме того, к нам с радостью приходят родители с детьми-инвалидами на занятия по иппотерапии, так как до остальных конно-спортивных комплексов жителям северо-запада проблематично добираться - рассказывает Ольга, усаживая в седло пожилой кобылы Сильвии  чубарой масти очередную наездницу. – Отроду нашей Сильве по словам ветеринара больше 25 лет. Это почтенный возраст для животного. Поэтому ее списали из конного комплекса, где от лошадок требуются, в первую очередь, спортивные результаты. Она можно сказать работающий пенсионер. Из-за ее замечательного характера и мудрости с ней легко могут договориться даже самые неопытные и маленькие всадники, ведь управлять ей не сложно – она отлично знает свой маршрут и то, что от нее требуется, - рассказывает Ольга Шишкоедова, заведующая научно–образовательным центром школы №12.

Дети привыкли к животным в стенах школы. Фото из архива Ольги Шишкоедовой

Цоканье копыт в школе уже не удивляет детвору. За время работы конюшни ученики привыкли к животным.

«Когда мы вели пони Соню в класс первого сентября, никто даже не спросил зачем и куда, дети не выбегали из кабинетов посмотреть на животное. Иногда на переменке к ребятам заходит наш ослик Яша, и его тискает вся детвора. Это своего рода зоотерапия. Он любит детей, а они отвечают ему взаимностью», – рассказывает Шишкоедова.

Новости козла Казимира

Когда-то каждая школа и даже детсадовская группа имела свою живность, пусть даже самую простую - рыбок или канареек. А сейчас в 12-ю школу, как на диковинку, приезжают экскурсии со всей области. Потому что уже к имеющимся террариумам с рептилиями и аквариумам, помимо лошадей, добавились птицы, змеи и многие другие братья наши меньшие.  

Так козёл Каземир появился на школьном дворе в преддверии года Козы. Предполагалось, что он поживет в школе месяц или два, но остался насовсем.

   
   

«Он стал гвоздем всех наших новогодних программ. Кузя участвовал в новогодних фотосессиях, утренниках и всевозможных конференциях. Кузенька был абсолютно ручным козленком. Январские каникулы 2015 года он жил у меня дома. Мы ходили с ним на прогулку во двор и умиляли всех соседей. А когда я ехала с ним в трамвае, то нашлись люди, которые предлагали мне за козлика, который спал на моих коленях, больше пяти тысяч рублей. При том, что достался он нам за 2 мешка овса. Но конечно же мы его не продали. Так и рос козлик при школе, пока не стал козлищем с огромными рогами, поэтому он сейчас живет при конюшне нашего партнера – конного клуба «Добрая Лошадка», где наши ученики проводят большую часть лета", – поведала Ольга.

 Но поскольку Каземир стал любимцем публики, в социальных сетях ему завели специальный аккаунт, где выкладывают новости из его жизни.

В этот год в Научно-образовательном центре решили нарушить традицию, начатую змеями и продолженную лошадьми и козлом, и не заводить в школе примата. Тем более, что ряды питомцев незапланированно пополняются новыми постояльцами – как дикими, получившими какие-либо травмы, так и домашними. Особенно много впечатлений у гостей школы оставляют пруд с огромным сомом и травоядными пираньями, а так же школьный террариум, где можно увидеть и подержать в руках варана, всевозможных змей, огромную жабу и даже болотных  черепах, которые, кстати, все еще встречаются в южных районах Челябинской области и занесены в региональную Красную Книгу.

Однако в эту школу организуют экскурсии не только ради животных. Здесь больше десятка кружков по истории и археологии, фотоискусству и песочной мультипликации, гончарному делу и современному хенд-мейду. Сокровищем среди них можно назвать кружок по ткачеству, организованный при музее.

Укрощение ткацкого стана

Первый урок по ткачеству прошел здесь три года назад. Семья мастеров из Троицкого района, Полина и Иван Цицура, приехала в школу и «заразила» всех ткачеством.

«Раньше я умела шить и вязать, может, поэтому меня заинтересовал и ручной процесс производства ткани, – вспоминает Шишкоедова. – Сначала многое не получалось, чтобы заправить напольный стан приходилось тратить целый день, нитки путались... Но я успокаивала себя тем, что женщины могут всё! Раньше это было такой же женской рутинной работой как мытьё посуды, ношение воды в коромыслах. Мы хоть и пересели на авто и накупили стиральных и посудомоечных машин, но от этого не перестали быть женщинами», – рассуждает Ольга.

Большой напольный станок удалось обуздать лишь через две недели. Собираясь на кружок с двумя–тремя девочками, ткачихи ткали пояски на маленьких станочках, которые теперь каждая из них без труда выпиливает лобзиком.

Со временем мастерицы поняли, что ткачество не терпит суеты и торопливости. Чтобы получилась вещь с орнаментом, в голове нужно постоянно держать схему рисунка. Вскоре в девичьей компании юных ткачих появились и свои любимые песни для работы, и разговоры, и посиделки с домашней выпечкой.

Ольга и сейчас с радостью вспоминает тот день, когда впервые сама смогла заправить ткацкий станок. Сейчас, кстати, это с легкостью могут даже ученики 5 класса.

Ремесло под партой

К удивлению многих, ткачество настолько увлекло школьниц, что учителя на других уроках жалуются, что дети ремесленничают под партой.

«Был у нас такой случай, девочки пряли шерсть прямо под партой, соорудив веретенце из листа бумаги. Те, кто не знал об их увлечении, предполагали, что дети играют в игры на телефоне или пишут смс-ки. Но наши ткачихи прибегают в мастерскую даже на переменках, чтобы поработать на станках. И я не вижу в этом ничего страшного. Летом на каникулах, когда мы вместе выезжаем куда–нибудь, а станки не берём, мои мастерицы умудряются обучить азам ткачества всех желающих даже на прутиках или соломинках. Что уж говорить о них, если я сама, получив отпускные, купила ещё один ткацкий станок», – смеётся Ольга.

Неудивительно, что работы челябинских школьниц – самотканные рубахи, юбки, сарафаны - поражают жюри на конкурсах профессионального ткачества.

Школьницы занимаются ткачеством даже на переменах. Фото из архива Ольги Шишкоедовой

Дети занимают призовые места на взрослых конкурсах по ткачеству, потому что детских конкурсов в России нет. На всероссийском Бажовском фестивале получили Гран–при кубка Данилы–Мастера и 1 место в конкурсе традиционного костюма. В этом году за многочисленные победы на всероссийских и международных конкурсах двух учениц – Вику Громову и Юлию Ионину - наградили путёвками в детский лагерь «Океан» во Владивостоке.

Вакансия для петуха

Вслед за ткацкими станками разных размеров в маленькой школьной мастерской появились прялки и веретёна.

«Первую прялку я случайно увидела на сайте объявлений, её продавали за 500 руб. Вторую тоже нашла в интернете – отдали бесплатно. Есть у нас проблема – натуральные нитки стоят очень дорого. Конечно, регулярно закупаемся в оптовом магазине, но и сами напрясть можем при желании. С материалами для прядения помогают все. Иногда приносят шерсть владельцы собак. Очень помогает с материалами челябинский зоопарк. Оттуда нам отдали верблюжью шерсть, а ещё обещали шерсть ламы и других животных», – рассказывает заведующая центром.

Кстати, сейчас для 12–й школы ищут живого петуха. Новый год уже не за горами, а птице ещё предстоит привыкнуть к жизни на школьном дворе.

Смотрите также: