Хотим учить и знакомиться. Как живут молодые педагоги?

Бывает, что в школу в первый раз идут не только дети, но и взрослые из числа учителей. © / АиФ

1 сентября в школу впервые пошли не только дети, но и некоторые учителя из числа молодых педагогов. Уже несколько лет действует Клуб молодых педагогов Челябинской области. Его председатель – учитель челябинской школы № 59 Анастасия Степанова.

   
   

Чем живут сейчас молодые педагоги? Сколько зарабатывают? Мешают или помогают учителям родительские чаты? И допустимо ли нагружать детей трудовыми обязанностями?

Что такое «Вечер БИЗ»?

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Почему вы решили пойти в педагоги? Повлиял пример любимой учительницы или более близких людей? Среди педагогов, как и медиков, ведь немало династий.

Анастасия Степанова: Можно сказать, у нас педагогическая династия. Мама работает преподавателем истории в школе № 39, бабушка была учительницей русского языка и литературы. Да и среди более дальних предков были учителя.

Но я всегда хотела быть писателем. Поэтому решила пойти либо в историки, так как в истории можно найти много сюжетов для книг, либо в журналисты. Поступила на исторический факультет, но на практике в школе поняла, что это моё. Так и начала работать в школе № 59 – той же самой, которую сама окончила. Преподаю историю и обществознание с пятого по 11-й класс.

– А как получилось, что возглавили Клуб молодых педагогов?

   
   

– Сначала просто участвовала в его работе– можно сказать, даже не работала, но приятно проводила время, а потом мне предложили возглавить клуб, и совершенно неожиданно все единогласно за меня проголосовали. У нас постоянно проходит обмен опытом, ездим друг к другу, общаемся, проводим спортивные мероприятия. Есть даже запрос на знакомства.

– Знакомства между молодыми учителями и учительницами?

– При помощи нашего профсоюза работников образования, библиотеки имени Пушкина мы провели «Вечер БИЗ» – быстрых интеллектуальных знакомств. Не секрет, что среди педагогов девушек намного больше, чем парней, поэтому на вечер пригласили профсоюз металлургов. Очень интеллигентные ребята. Они нас потом на каток пригласили.

Есть и такой интересный проект, как «Карусель»: педагоги из каждого района съездили в гости к другому, где им показывали местные достопримечательности, проводили экскурсии, мастер-классы. Когда все районы побывали друг у друга в гостях, решили собрать наиболее интересные экскурсии и запустить проект «Педагогический туризм».

100 баллов – это слишком

– Как обстоит ситуация с зарплатой? Достаточно ли получают молодые учителя?

– Конечно, зарплата не такая высокая, как хотелось бы. С другой стороны, не могу сказать, что проблема стоит так остро, как ещё несколько лет назад. Недавно подняли ставку. Ситуация отличается от города к городу, от района к району, но в Челябинске в среднем молодой учитель получает 25-30 тысяч рублей при опять же средней нагрузке, когда, что называется, не днюешь-ночуешь в школе.

– Современные дети отличаются от тех, с кем вы сами учились? Или же дети в принципе всегда ведут одинаково?

– Можем вспомнить известные древние тексты, где старшее поколение жалуется на детей и вздыхает: мол, раньше было лучше! Вот что писал Гесиод в 720 году до нашей эры: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления. Ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». И вот что говорил Сократ: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». А в древнем Вавилоне три тысячи лет назад написали: «Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Так было всегда, поэтому к некоторым высказываниям старшего поколения надо относиться со здоровым скепсисом. Но кое-какие отличия есть. Мне кажется, современные дети более подкованные технически, любознательные. И я говорю не только о сотовых телефонах и прочих гаджетах. Например, у меня есть школьники, которые учатся в пятом классов, но уже хорошо разбираются в астрономии. Или те, кто знает историю гораздо шире школьной программы.

– А поведение учителей изменилось? В советское время это был непререкаемый авторитет, спорить с которым нельзя.

– Сейчас больше во внимание принимают индивидуальность ребёнка. И спор – если он по делу, конечно – уместен. На дисциплине это не сказывается. Ко мне ученики приходят после начальной школы, и им ничего объяснять не надо – как себя вести, отвечать и т. д.

– Как вы относитесь к предложению отменить пятибалльную систему оценок?

– Без оценок не обойтись. Возможно, в начальной школе это и оправданно, чтобы приучить ребёнка к учёбе, не создавать у него ложного впечатления, что оценки означают: кто-то лучше, а кто-то хуже. Но потом без оценок никак.

Хочу сказать, что как раз молодые педагоги против того, чтобы менять пятибалльную систему оценок. Обсуждали разные варианты – ввести 10-12-балльную систему или даже 100-балльную, как в Японии. Но 100 баллов, по-моему, это вообще перебор.

Телефон учёбе не помеха

– Не раздражают ли вас сотовые телефоны в руках у учеников? Гаджеты ведь могут стать и орудиями давления, даже шантажа.

– Да, это называется буллинг. Есть случаи, когда ученики снимали ненадлежащее поведение учителя. Слышала даже мнение, что есть в этом положительный момент: дескать, учителя вынуждены вести себя более осмотрительно. Но настоящему педагогу такой сомнительный стимул, конечно, не нужен. Если конфликт произошёл, поможет только разговор с ребёнком по душам – в этом я убеждена. У себя на уроках я обычно прошу в самом начале отложить телефоны в сторону, но разрешаю ими пользоваться, если надо записать объяснение какого-то трудного момента, а потом посмотреть. Например, при выполнении домашнего задания.

– Приходилось слышать негативные высказывания некоторых учителей в адрес родительских чатов. Как считаете, от такой формы общения больше плюсов или минусов?

– Плюсов, конечно, больше. По крайней мере, сужу по собственному опыту. Всегда можно оперативно обсудить разные вопросы, узнать, где ребёнок, если он не появился в школе. Знаю, что чаты становятся полем конфликтов, у отдельных родителей эмоции захлёстывают, но если быть максимально тактичным, почти любую ситуацию можно уладить.

Так бывает, что предметом для споров становятся так называемые родительские пожертвования. Но учебники раздают бесплатно, расходы на канцелярию не так велики. Понятно, что требуется помощь и на другие нужды, а семьи бывают разного материального достатка. Но ведь помочь можно не только деньгами.

– Некоторые считают, что дети должны только учиться, а заставлять их делать в школе что-то ещё – нарушение прав ребёнка.

– Этот вопрос надо прежде обсудить с родителями. Когда я на собрании спросила мнение родителей, ни один не был против, если ребёнок в какой-либо форме поучаствует в трудотерапии. Например, недавно девочки у нас протирали парты и подоконники, а мальчики носили учебники. Разве это такая большая нагрузка? Безусловно, если есть ограничения по здоровью, это надо учитывать. Но в целом это ведь тоже воспитание, которое должно быть общим делом – и школы, и родителей.

Это интересно

В начале XX века учитель в Челябинске зарабатывал от 180 до 650 рублей в год в начальном училище, и от 900 до 4 500 рублей – в среднем. Такая зарплата не считалась высокой. Сохранилось высказывание челябинского учителя Балакина, который в 1907 году заявил на педагогическом совещании: «Мы не имеем времени для общих педагогических совещаний, каждый из нас ищет каких-нибудь занятий: тот занимается в другом учебном заведении, тот даёт частные уроки, тот работает в газете – словом, у нас нет досуга, чтобы поговорить. Иначе и быть не может, когда человек нуждается в самом необходимом».

Смотрите также: