В Челябинске молодёжь не только участвует в различных экологических акциях, но и проводит настоящие научные исследования на тему охраны окружающей среды. Например, находит новые источники загрязнения.
Возглавляющий кафедру экологии и природопользования ЧелГУ Дмитрий Двинин всячески поддерживает такие устремления своих студентов. По роду своей деятельности он одновременно и эколог, и экономист – необычное сочетание, если учесть, что многие считают: экономика и экология часто противоречат друг другу.
Малые, но вредные
Корреспондент «АиФ-Челябинск Эльдар Гизатуллин»: - Верно ли, что одна из ваших студенток обнаружила в Челябинске предприятия, которые не состоят на государственном экологическом учёте?
– Эти данные остались исключительно в рамках научной работы или их передали «куда следует»?
– Конечно же, мы их передали в надзорные органы. Надо сказать, что студенты у нас достаточно активно занимаются различной волонтёрской деятельностью в сфере экологии. Например, обучают людей, как правильно сортировать мусор. Такие акции проходят в библиотеках, парках.
– Я заметил, что волонтёрское движение сейчас вообще активно развивается, причём именно с экологическим уклоном.
– Это историческая тенденция. Сужу по своим студентам, да и в целом по молодёжи. Общество меняется в своём отношении к развитию промышленности, к экологии. Вспомните, что в фильмах 1950-х годов нам показывали десятки дымящихся труб под патетическую музыку. Предполагалось, что нас должна восхищать такая картина. Когда индустриализация ещё шла, люди думали: вот построим заводы, и будет всем хорошо. Но оказалось, что не в заводах счастье. Уже в 1970-х годах это стало ясно – и писатели об этом заговорили, и общественные деятели.
В ловушке среднего роста
– Недавно южноуральцев возмутила новость, что мэр Владикавказа предложил перенести цинковое производство из его города на Урал. Насколько оправданна такая резкая реакция?
– Известно, что на нашем цинковом заводе давно действует система экологического менеджмента, охраной окружающей среды там занимаются на высоком уровне. Но рост мощностей на треть предполагает и увеличение выбросов. В целом объём выбросов от такого производства может и сравнительно небольшой, но там очень много опасных веществ. Например, диоксид серы, который может формировать кислотные осадки. Так что здесь решающее слово должно сказать областные власти. Если перенос производства приведёт к росту выбросов, власти могут и запретить расширение производства, несмотря на экономические выгоды.
– Полагаете, экономической целесообразностью могут пожертвовать? Из-за того, что экология сейчас всё теснее переплетается с политикой?
– Это уже вторая такая волна. Первая была в эпоху перестройки. Вспомните, тогда многое началось именно с проблем охраны окружающей среды. В обществе громко заговорили о проблеме Байкала, других болевых точках. Впоследствии, многие экологи пришли в политику, к примеру в партию «Яблоко».
Сейчас схожая ситуация. Влияет ещё и экономический фактор. Мы достигли по промышленному производству примерно того же уровня, что и в середине 1980-х годов, когда, кстати, и обострились экологические проблемы. Это ловушка среднего роста: по ВВП мы близки к показателям развитых стран (особенно по потреблению), но наша инфраструктура на уровне развивающихся стран. Это видно в том числе и по состоянию мусорных полигонов, очистных сооружений. Нужно вкладывать деньги именно в это направление, чтобы жизнь людей стала комфортной и безопасной.
– Вы автор учебника по экологическому аудиту. А какие-то положения из этого учебника можно применить, чтобы улучшить ситуацию в регионе?
– Конечно. По количеству природоёмких производств Челябинская область самая проблемная в УрФО. Нам уже не нужно размещать новые производства в традиционных отраслях, хотя понятно, что капитал следует за капиталом: если у нас развита металлургия, то и новые проекты, скорее всего, будут из той же отрасли. В своём учебнике я рассматриваю, как такое развитие может сказаться на социально-экологической устойчивости региона.
Кроме того, в учебнике есть методика расчёта экологических рисков. Особое внимание уделено выбросам. Считаю, что прежде всего здесь должны действовать экономические механизмы, А у нас ещё со времён плановой экономики упор делается на административные меры.
– Имеете в виду штрафы?
– Штрафы тоже нужны, но следует сделать так, чтобы загрязнять природу в принципе было бы невыгодно. Необходим и кнут, и пряник – и санкции, и поощрение. Если, например, компания не выполняет экологические требования, то не имеет права участвовать в госзакупках, от неё просто отсекают этот большой рынок.
Когда жизнь заставила
– Некоторые говорят, что чрезмерное внимание к экологии может привести к снижению экономического роста, производства. Оправданна ли, по вашему мнению, такая позиция?
– Разве в этом главная цель – производить всё больше и больше? Мы, жители Урала, понимаем, что это вовсе не может быть самоцелью. Зачем нужен беспрерывный рост промышленного производства, если вокруг грязный воздух и вода, если нет деревьев? Нужен разумный компромисс.
– Знаете, я был однажды на цементном заводе, принадлежащем иностранцам, – там была почти идеальная чистота. Потом на таком же заводе, но где собственники – наши соотечественники, и это был просто ужас: всё вокруг покрыто цементной пылью. Почему такая разница?
– У иностранцев более жёсткие требования, которые они распространяют и на свои филиалы. Страны ЕС далеко ушли в этом направлении, но их жизнь заставила обратить внимание на экологию раньше остальных. Европа – это ведь небольшая территория, на которой сконцентрировано огромное количество населения и промышленности. Если бы они не взялись всерьёз за охрану окружающей среды, там всё было бы, как в Китае. И было ведь! Рейн одно время называли мёртвой рекой, а сейчас там и рыба водится, и туристы по берегам отдыхают.
– Опять же во Франции буквально через десяток метров от хранилища радиоактивных отходов начинаются сельскохозяйственные поля. У нас в подобном случае поднялся бы шум, что людей травят.
– Такая реакция понятна, потому что доверия к атомной энергетике меньше из-за инцидентов, имевших место в прошлом. Кстати, аварии были и за рубежом – в США, Великобритании, Японии. А кстати, во Франции серьёзных происшествий не было, хотя атомная энергетика в этой стране очень развита.
Надеюсь, что мы придём к такому же уровню доверия и безопасности в сфере охраны окружающей среды в целом. Но это будет возможно только при взаимодействии общества и государства. Новое поколение уже меняется и показывает, какие ценности в приоритете. Экология в их числе.
Смотрите также:
- «Планета у нас одна». Справляется ли Южный Урал с техногенной нагрузкой? →
- Троицк на перепутье. Будущее уральского города зависит от его жителей →
- Оставаясь оптимистами. Регионы ищут возможности помочь пивоварам →