Чтобы чистенько и без мух. Под Челябинском действует «Школа юных фермеров»

Своё подворье Владимир Бекишев украсил необычными скульптурами, но посетителей больше привлекают животные и птицы, среди которых песцы, лисята, страусы, чёрные китайские куры, у которых даже мясо чёрное. © / Людмила Ковалёва / АиФ

Лето – время туризма. Но не обязательно отправляться на Чёрное море или за границу. На Южном Урале начинает развиваться, как и во всём мире, сельский туризм.

   
   

Фермер Владимир Бекишев создал не только «Семейное подворье», куда приезжают любители сельского туризма со всего региона, но и «Школу юного фермера». Здесь дети узнают, что булки не растут на деревьях, покушать могут в «норе хоббита» и получают сертификаты о прохождении фермерских курсов.

Попробуйте чёрное мясо!

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Вы были строителем, а потом вдруг стали фермером. Почему? Потому, что сельским хозяйством стало заниматься выгоднее?

Владимир Бекишев: - Так я родился в деревне и всю жизнь в ней прожил. И родители мои тоже. Моя мама, Надежда Андреевна, долгое время работала в ЮУ НИИПОК, руководила лабораторией микроклонального размножения картофеля. Работала там до самой пенсии, но и сейчас занимается семеноводством – выращивает в нашем подворье картофель новых сортов. Отец тоже работал в сельском хозяйстве, был награждён и даже ездил к Брежневу на съезд. Моя жена Наталья – агроном, как и сестра, которая занимается юридическими, экономическими вопросами, а также ухаживает за животными. Помогают, конечно, и дети. В селе всегда ведь работали семьями.

Я сам всегда мечтал вернуться к земле. В юности хотел стать трактористом, но судьба сложилась иначе – работал в строительном бизнесе. А потом начал разводить кур, затем пришла идея развивать сельский туризм. Увидел, как это делают в Германии. Но у них подача отличается – дают тебе сапоги, перчатки, чтобы всё попробовал, навоз покидал. У нас же хотят, чтобы чистенько было и без мух. Совсем без мух не получается – у нас ведь действующая ферма, а не зоопарк.

- Тем не менее, животных, у вас много…

- Да, есть птица разных пород. Например, уникальная китайская чёрная порода – у них не только перья чёрные, но и глаза, и мясо, и даже кости! Другие породы кур несут яйца разных цветов – есть зелёные и синие. Разводим страусов, кроликов, уток, цесарок. А нашего лисёнка выбрали в качестве символа Центра развития туризма Челябинской области – сейчас идёт голосование по выбору для него имени.

   
   

Чтобы людям интереснее было, воссоздал даже дом хоббита из произведений Толкина. Тут можно поесть – сами пельмени готовим. Среди них есть пельмени со страусятиной. Хотя своих кур много, яиц не хватает – уговариваю деревенских побольше птиц разводить.

- Многие из питомцев у вас содержатся в довольно просторных вольерах – следуете мировой практике, чтобы не сидели животные в тесных клетках?

- Стараемся. Зоозащитники говорят – надо их всех выпустить. Но наши питомцы из числа диких животных – это поколение, которое выросло в зоопарке. Если их выпустить в природу, они погибнут. Мы их защищаем – недавно бродячие животных сделали подкоп, многих птиц передушили просто ради забавы. Пришлось усилить охрану.

30% рынка – сельский туризм

- Поддерживают ли власти такое направление, как сельский туризм?

- Мы пользуемся поддержкой, как крестьянско-фермерское хозяйство. Даже недавно выиграли грант на 3 миллиона рублей – технику закупили. Что касается сельского туризма, то понимание, что это необходимо, есть, но какой-то конкретной поддержки на государственном уровне нет. А ведь для деревни это очень перспективное направление – многие с удовольствием выезжают в маленькие села, снимают домики, отдыхают на озере, покупают деревенские продукты. Но всё неофициально. Если регистрировать такой бизнес как крестьянско-фермерское хозяйство, то надо соблюсти определённые требования – иметь столько-то земли, три вида тракторов, многое другое.

В Челябинской области нет местного закона о сельском туризме, хотя он необходим. Это понимает и министр сельского хозяйства региона – он к нам приезжал. Опять же сотрудничаем с Центром развития туризма области.

- А за рубежом сельский туризм – доходное дело?

- Очень. В Европе сельский туризм развивается даже быстрее, чем обычный. Его доля достигает почти 30%. В результате удаётся поддерживать местные хозяйства. Вот что нам надо позаимствовать!

Не экономьте на дедушке с картошкой

- Вы запустили проект «Школа юного фермера». В чём его цель – привлечь к сельскому труду новое поколение? Или просветить – мол, не на деревьях булки растут?

- Ну, про булки дети всё-таки знают, а вот про яйца многие думают, что они сами собой в магазинах в «грохотках» появляются. А главная цель, конечно, это попытка привлечь детей к селу – у нас уже были ребята из Кременкульской, Краснопольской школ. Причём те, что в возрасте от 8 до 12 лет, сразу приходят в восторг от животных и птиц, а те, что постарше, сначала от гаджетов не отрываются. Правда, потом откладывают свои смартфоны и превращаются в обычных детей. Они обучаются навыкам аграрного дела, а после прохождения курсов получают сертификаты о прохождении фермерских курсов.

Конечно, хотелось бы, чтобы нашим проектом заинтересовалось и государство – например, грант какой-либо выделили, чтобы можно было пригласить учителя – зоолога или биолога. Мы даже программу уже разработали. Дети могли бы не просто на животных посмотреть и их покормить, но получить какие-то знания, пройти трудовые занятия, как раньше в советской школе – садили бы растения, пололи, собирали урожай. Конечно, не все, но, возможно, потом кто-то из ребят станет фермером, полюбит сельский труд, деревенскую жизнь.

- А как ещё, по вашему мнению, можно завлечь молодёжь на село?

- Смотрите, у доноров и волонтёров есть дополнительные баллы при поступлении в вуз. Почему бы не ввести такие же баллы для участников «Школы юного фермера», если они поступают в сельскохозяйственные институты? Сейчас лишь 3-4% выпускников нашего Южно-Уральского агроинженерного университета идут работать на село. Существует огромный дефицит ветеринаров – их просто не найдешь! Выпускников много, но где они?

- Но говорят, что сельское хозяйство активно развивается, так что рынок занятости должен на это среагировать…

- Фермерам сейчас непросто. Вот недавно повысили налог на землю. Более-менее хорошо живёт тот, у кого налажен сбыт. А остальные выживают – впрочем, это не только фермеров касается. Строители тоже выживают – саммиты в Челябинске пройдут по укороченной схеме, так что все волнуются – заплатят ли им, в силе ли контракты?

Если снова вернутся к фермерам, то повторю – сбыт решает всё. За вход в торговые сети надо выплатить приличный взнос. И условия очень жёсткие – вовремя не подвёз продукцию, всё! Наверное, надо подумать, создать условия, чтобы фермеры могли доставлять продукцию потребителям. Может, воспользоваться зарубежным опытом. А пока в деревне многое зависит от нас самих. Знаете, меня возмущает, когда останавливается машина на трассе, выходит мужчина и жёстко торгуется с каким-либо дедушкой, которые картошку или яйца продает. Сбивает цену такой горожанин и уезжает довольный – на 20 рублей сэкономил, заставил-таки дедушку снизить цену! А потом в ресторане такой покупатель тысячу рублей запросто спускает. Так не лучше было бы дедушке заплатить? Не понимаю я этого.