Летняя авария на главной понизительной подстанции Уфалейского завода металлоизделий (УЗМИ), которая ещё недавно казалась неприятностью сугубо производственной, касающейся нескольких местных предприятий, в канун отопительного сезона стала одной из самых обсуждаемых проблем и на областном уровне.
В хитросплетениях локальной технической аварии заинтересованно разбираются и в администрации Верхнеуфалейского городского округа, и в местных правоохранительных структурах. Особый взгляд на ситуацию у энергоснабжающих и контролирующих организаций. Даже правительство Челябинской области и региональная прокуратура сочли нужным обозначить свою позицию. Впрочем, обо всём по порядку.
Предсказуемая авария
В разгар минувшего лета, 17 июля, в 7.30 произошло первое аварийное отключение главной понизительной подстанции (ГПП) завода. Электроснабжение по временной схеме восстановили лишь через двое суток. Специалисты утверждают, что выгорания распределительных ячеек рано или поздно можно было ожидать. Оборудование давно нуждалось в обновлении, требующем солидных вложений. Заводская подстанция довольно долго бесплатно обслуживала системы присоединения к энергопринимающим устройствам Литейного центра, также работающего на здешней промышленной площадке, и городской котельной, которая обеспечивает теплом не только промышленные предприятия, но и значительную часть жилья и социальных объектов Верхнего Уфалея. Контролировать и содержать всё это энергетической службе завода металлоизделий не просто невыгодно, а экономически непосильно. Сегодня, когда отопительный сезон уже начался, не существует никакой гарантии, что летняя авария не повторится.
Но проблему Верхнего Уфалея уже несколько месяцев пытаются решить не здраво, в рамках правового поля, а манипулируя юридической казуистикой и используя методы воздействия, которые к нормальным экономическим взаимоотношениям имеют лишь отдалённое отношение.
Настоящим яблоком раздора стал нерешённый вопрос о правах и обязанностях УЗМИ при электроснабжении других производств на исторически едином производственном комплексе.
Когда нет согласия
Всё началось с правовой неопределённости при передаче энергетического хозяйства от бывшего владельца всей промплощадки Уфалейского завода металлургического машиностроения (УЗММ), ныне банкротящегося, вновь созданному на части его базы УЗМИ, а также выделившемуся в самостоятельную единицу литейному производству и уже упомянутой котельной, официально именуемой ныне ООО «Бриз». При нормальном соседстве это не могло помешать работе всех предприятий. Но с 2010 года продолжается затяжной конфликт, в который оказались втянутыми три стороны – старый завод–банкрот, новое предприятие по производству металлических изделий и литейка. Принципиальное расхождение в том, что банкротящийся УЗММ владеет долей в уставном капитале литейного производства на одну десятитысячную процента меньше половины и конфликтует со вторым акционером, курганским предприятием «Корвет», уставное влияние которого на эту десятитысячную больше. На деле это позволило главному акционеру взять всё управление производством на себя, лишая «младшего» партнёра влияния на экономику общего дела. Эффективность такой работы весьма сомнительна, ведь, по некоторым сведениям, сейчас в отношении литейки инициируется процедура банкротства. Из–за особенностей во взаимоотношениях учредителей в этот конфликт было втянуто и самое крупное из работающих на промплощадке предприятий – всё тот же завод металлоизделий, фактический хозяин общего энергетического рубильника.
Думается, именно такая «война» стала предпосылкой к тому, что полноправный и законный владелец главной понизительной подстанции, через которую электроэнергией обеспечиваются все, не признан сетевой организацией. Поэтому он не вправе препятствовать перетокам электроэнергии на предприятия–соседи и социальные объекты города. Но с другой стороны, как несетевая организация, гарантировать бесперебойное электроснабжение этих объектов завод тоже не может. По всем критериям имущественного права, при отсутствии финансирования, владелец может ремонтировать свою собственность в меру сил, возможностей и в очерёдности, признанной им целесообразной.
Владелец ГПП через суд не раз пытался добиться признания внутреннего сетевого хозяйства промплощадки своей собственностью, стать сетевой организацией, на законных основаниях передавать электроэнергию сторонним потребителям, полностью отвечать за состояние электросетевого хозяйства. Но соседи–литейщики в тех же судах сделали всё возможное, чтобы это технически необходимое решение не состоялось.
УЗМИ не однажды предлагал объединить силы всех предприятий для восстановления общего, по сути, энергохозяйства. Но другие пользователи ГПП решили повременить с тратами фактически на своё же электроснабжение, надеясь, что рано или поздно за них это сделает владелец. В этом, как ни странно, есть свой циничный резон. Неопределенность правовой ситуации позволяет другим пользователям надеяться на то что, свои проблемы рано или поздно удастся решить за счёт собственника ГПП. И это притом что заводу металлоизделий необходимо всего лишь 1.5 МВт электрэнергии. Все остальные предприятия через понизительную подстанцию УЗМИ получают 18 МВт. Из них 12 МВт потребляет Литейный центр!
Ждём новой беды?
Но больше удивляет то, что к лукавству прибегает даже такая солидная структура, как «Челябэнергосбыт». Гарантирующий поставщик для Литейного центра и котельной компании «Бриз» прежде фактически признавал роль завода металлоизделий как сетевой организации. Но стоило предприятию уйти из–под опеки, пожалуй, ведущего регионального поставщика энергоресурсов на обслуживание к московской энергоснабжающей организации и начать получать от этого немалую экономию, начались странности.
– «Челябэнергосбыт» вот уже два с лишним года удерживает у себя деньги, полученные за передачу электроэнергии от транзитных потребителей, не признавая нас сетевой организацией в связи с отсутствием в собственности высоковольтной ЛЭП,– говорит генеральный директор УЗМИ Олег Корюков,– хотя прежде никаких проблем и вопросов не возникало.
А удерживаемая сумма, между прочим, немаленькая, около 10 млн. рублей. И эти деньги целевым назначением должны направляться на ремонт и содержание энергетического хозяйства. Комментарии излишни.
Впрочем, даже возврат денег в одночасье не размотает клубок накопившихся проблем. Сторонние пользователи ГПП обязаны представить техническую документацию, необходимую для подключения к заводской подстанции и для последующего контроля. Также необходимо урегулировать все отношения по поставке энергии между фактическими потребителями, поставщиком и сетевыми организациями
К внеэкономическим формам влияния на сложную ситуацию в Верхнем Уфалее, думается, можно отнести и предостережение прокуратуры Челябинской области «О недопустимости нарушений законодательства в сфере электроэнергетики». Предостережение не предусматривает никаких наказаний, да и каких бы то ни было нарушений закона со стороны завода метизделий надзорная структура не выявила (в случае нарушений, как известно, появляются не предостережения, а уголовные или административные дела, солидные штрафы и отсидки), но соответствующий настрой общественности документ дал, и неприятный осадок у заводчан оставил.
По большому счёту, безрезультатно завершилось и несколько раундов консультаций с заинтересованными сторонами в различных структурах правительства Челябинской области. Сегодня ситуация далека от разрешения. И всё же выход существует: решать накопившиеся проблемы сугубо по закону, через судебные решения. Путь долгий, но единственно возможный. Любые попытки административно–силового вмешательства, так называемое «ручное управление» будут лишь способствовать эскалации конфликта.
Смотрите также:
- Тепло подешевеет? Схема теплоснабжения Челябинска может сократить издержки →
- Третий – лишний. Прямая система расчётов выгодна всем, кроме посредников →
- Курс на модернизацию →