Открытые для проектов и технологий

Автор фото: Михаил Ильин. За счёт инвестиций из Германии в Челябинской области уже появилось предприятие «СМС-Челтек» - центр по ремонту и техническому обслуживанию металлургических заводов.

Челябинск, 12 июня - АиФ-Челябинск. В современной экономике, не важно, страны или региона, за инвестиции идёт борьба не менее напряженная, чем за ресурсы. Россия для зарубежных инвесторов долгое время была практически белым пятном на экономической карте. И если Москва и Санкт-Петербург ещё как-то привлекали внимание, то многие регионы Урала и Сибири оказались в менее выигрышном положении. Челябинская область в силу своей значимости для обороноспособности страны на протяжении многих лет была для иностранцев закрытой. И это не могло не сказаться на узнаваемости региона за рубежом. Однако времена изменились. Даже значительная доля ВПК в экономике Южного Урала стала плюсом, поскольку позволила сохранить уникальные научно-технические кадры и технологии. На перекрёстке путей Есть у области и другие преимущества: удобное географическое положение на перекрёстке путей Европы и Азии, развитая металлургическая и машиностроительная отрасли, сельское хозяйство, образованное население.

   
   
Справка:
50 млн евро вложено только в один проект.

Но чтобы в мире узнали о потенциале Южного Урала, нужно активно работать на международных выставках, ярмарках, конференциях, целенаправленно отправлять делегации региона в страны, откуда можно привлечь инвесторов. Именно такую стратегию и избрали областные власти. Так, на днях в Мюнхене на крупнейшей в Европе международной выставке «Транспорт и логистика - 2013» губернатор Челябинской области Михаил ЮРЕВИЧ провёл презентацию Южноуральского транспортно-логистического комплекса (ТЛК). Проект позволит создать не менее  2 тыс. рабочих мест, в том числе для жителей сельских районов и окрестных моногородов. Этот крупный транспортный центр обеспечит потребности всего Уральского региона в товарах народного потребления и оптимизирует пути их доставки из Азии. Создание логистических центров в Челябинской области - одно из направлений стратегии развития до 2020 года.

Южноуральский ТЛК хотя и значимый, но лишь один из немногих шагов в этом направлении. Попутно с презентацией комплекса в Мюнхене губернатор встречался и с председателем исполнительного комитета Германской федеральной ассоциации логистики (BVL) профессором, доктором наук Томасом ВИММЕРОМ. Говорили о возможности провести III Российско-германскую логистическую конференцию в Челябинске в 2014 году и о перспективах сотрудничества с европейскими логистическими компаниями. Интерес у компаний к региону есть. В конце концов, Челябинской области надо повторить на новом этапе роль, уже однажды опробованную. Ведь в своё время город стал успешно развиваться как перекрёсток торговых путей. Потом настала очередь металлургии и машиностроения. И вот - новая ступень в развитии.

- В области формируется новая экономика на основе высоких технологий и ресурсо- сбережения, - отметил Михаил Юревич. - При этом остаётся низким уровень оснащённости транспортно-логистической инфраструктуры. В скором времени ситуация, надо надеяться, изменится, и инвестиции сыграют в этом ключевую роль. От Европы до Азии Впрочем, логистические центры и выставка в Мюнхене лишь один из примеров тех усилий, которые предпринимают областные власти, чтобы привлечь в экономику региона инвесторов со всего мира. Уже есть результаты. Германия, США, Италия, Китай - в этих странах проходили начиная с 2010 года презентации Челябинской области для иностранных бизнесменов. И везде регион подписывал соглашения о сотрудничестве между южноуральскими и иностранными предпринимателями. Это были не просто декларативные заявления - заключали конкретные договорённости о поставках продукции, покупке высокотехнологических линий, открытии новых производств.

К примеру, после визита в США компания Alliance Win-ding Equipment Inc. приняла решение реализовать совместно с южноуральцами крупный проект. Так появилось ООО «Кранрос» (Снежинский завод специальных электрических машин) на 200 новых рабочих мест. Предприятие выпускает электродвигатели - до 36 тыс. в год. Поездка в Италию тоже дала результаты. Компания SIMEM согласилась вложить средства в создание региональной компании по разработке проектов подготовки и утилизации воды, твёрдых отходов (и бытовых, и промышленных). Визит в Италию был в январе 2012 года, а компания заработала уже в феврале 2013-го. Кроме того, на площадке Парка строительных инноваций в 2014 году появится сервисный центр - завод по производству и обслуживанию оборудования компания Dani-

eli.

Итальянцы решаются и на более «тяжеловесные» проекты. Так, на территории ФНПЦ «Станкомаш» уже идёт строительство сталелитейного завода. Компания Cividale Group вложила в него 50 млн евро. Наконец, в ноябре 2012 года в Челябинске при содействии банка «Интеза» открыли итальянский визовый центр - теперь страна на Аппенинском полуострове стала южноуральцам во многих смыслах ближе. Хотя, пожалуй, Италии будет трудно соперничать с Германией, крупнейшим партнёром как России в целом, так и Челябинской области. За время визита делегация заключила около 20 различных соглашений. Кстати, некоторые немецкие инвесторы и прежде занимали довольно заметное место на южноуральском рынке. Например, компания Knauf - после презентации области в Германии она решила расширить своё производство. Появилось совместное предприятие «СМС-Челтек» - центр по ремонту и техническому обслуживанию металлургических заводов в Челябинске. До конца 2013 года компания SMS Siemag планирует создать дополнительный сервисный центр - настолько востребованными оказались её услуги.

Словом, движение здесь двустороннее: южноуральские предприятия покупают немецкое оборудование для модернизации своего производства, как на ОАО «ЧЦЗ», но, в свою очередь, и продвигают нашу продукцию на западный рынок (тут стоит отметить ЧКПЗ). Конечно же, не оставляют в регионе без внимания другое перспективное направление. Не секрет, что сейчас динамичнее других развиваются страны на Востоке. Безусловный лидер здесь Китай, где делегация Челябинской области была уже не раз. Особенно плодотворным оказалось участие в Харбинской ярмарке в 2011 году, когда сразу несколько южноуральских предприятий нашли в Поднебесной партнёров: НПРО «Урал» - концерн «Джуантцай», Уральская государственная ветеринарная академия - Северо-Восточный сельскохозяйственный университет, ООО «ЧелябТракЗапчасть» - YTO Group Corporation, ООО «Юмэк» - Харбинскую машиностроительную компанию Rocktes и компанию Dongnan Elevator. Бизнес-контакты подтвердили и на официальном уровне: правительства двух регионов, Челябинской области и провинции Хэйлунцзян, заключили соглашения о торгово-экономическом, инвестиционном и научно-техническом сотрудничестве.

   
   

Открылся Международный центр делового сотрудничества с отделениями в Челябинске и Харбине. От этого сотрудничества уже есть реальная отдача для южноуральцев: в Кунашакском районе построены лесоперерабатывающий комплекс (объём инвестиций - 1,7 млн долларов) и обувная фабрика (5 млн долларов). Бизнес-гостям рады Все эти примеры говорят о том, что стратегия, которую выбрали областные власти, перспективная.

Приток инвестиций не самоцель. Главное - приобщиться к современной экономической модели. - Нашему региону сейчас особенно нужны инвестиции, так как его потенциал, на мой взгляд, до сих пор не раскрыт, - уверен Михаил Юревич. - Был период, когда резко сократилось производство в сфере машиностроения и металлообработки. Сейчас нам необходимы инвесторы, которые придут уже с новыми технологиями. Словом, экономика Челябинской области уже открыта для самых разных проектов с участием зарубежных инвесторов. Закрытый статус остался в истории.

Смотрите также: III Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2013