По наблюдениям властей, темпы автомобилизации в том районе превышают скорость заселения. Предполагается, что Университетская набережная растворит густой транспортный поток. Между тем мировой опыт показывает, что дорожное строительство даёт лишь краткосрочный эффект и не способно решить проблему заторов.
Второй Лос-Анджелес
Как это ни печально, похоже, сегодняшний Челябинск натыкается на те же грабли, на которые крупные города Соединённых Штатов Америки впервые наступили более полувека назад. Во всяком случае, такое впечатление складывается после знакомства с работами Вукана Вучика - крупнейшего специалиста в области транспорта, профессора, ведущего эксперта Минтранса США.
Америку и Россию многое объединяет, в том числе культ личного автомобиля. Поэтому их туристы, возвращаясь из Европы, Австралии и даже соседней Канады, как и наши, отмечают удобство заграничных городов для пешеходов и велосипедистов и чрезвычайно развитую систему общественного транспорта.
Америка, раньше всех в мире узнавшая, что такое массовая автомобилизация, в середине XX столетия выбрала другой путь и набила достаточно шишек, чтобы понять: он ведёт в тупик.
В 20-30-х годах прошлого века автомобиль стал особенно активно входить в жизнь американцев, и власти всех уровней сосредоточились на создании условий для нормализации автомобильного трафика, считая проблемы общественного транспорта внутренним делом перевозчиков. Никакого внимания проблемам пешеходного движения не уделялось, потому что, как думали тогда, они не оказывают особого влияния на качество городской жизни. Результатом этой политики, отмечает Вучик, стал так называемый порочный круг общественного транспорта: по мере массового переключения жителей с муниципального транспорта на личный первый стал терять доходы, а его эксплуатационные расходы, наоборот, росли вместе с загруженностью дорожных сетей. При этом автомобильные поездки также теряли привлекательность из-за пробок и дефицита парковочных мест.
Не происходит ли сейчас то же самое один в один в Челябинске? Ведь здесь, как в Америке 60 лет назад, приоритет отдан расширению и строительству дорог.
Наше будущее?
Эффективна ли такая политика, хорошо видно на примере современного Лос-Анджелеса. На протяжении многих лет там вкладывались астрономические суммы в многокилометровые хайвэи и развязки. Однако пробок меньше не стало. При этом общественный транспорт деградировал в разновидность услуг неимущим и тем, кто не способен пользоваться автомобилем. Пешеходное движение из-за больших расстояний и отсутствия тротуаров стало практически невозможным. Нарушилась связь между частями мегаполиса, ухудшилась городская среда, не говоря уже о негативных изменениях в облике крупнейшего города Калифорнии.
В отдалённой перспективе автомобилезависимый город рискует нажить ещё более серьёзные болячки. Например, усугубление социального расслоения и фактическую сегрегацию в отношении той части людей, которая не может или не хочет ездить на машине. Самая же серьёзная опасность - упадок общественной жизни в центральных районах, в этом «солнечном сплетении» городской жизни, а потом и во всём поселении. В США огромное количество таких городов с «коричневыми зонами», как их называет Вучик, - с целыми кварталами заброшенных домов, пустующими предприятиями.
Во многих странах концепция «города для автомобилей» была признана неприемлемой на законодательном уровне. В Австрии, например, правительство разработало «Программу улучшения городов», включающую разработку интермодальных (то есть смешанных) систем общественного транспорта. Медленно, но верно в этот процесс втягиваются города Америки.
А как у нас? В нынешнем бюджете Челябинска на дорожные программы предусмотрено почти 4 млрд рублей, а на развитие транспорта - 142 млн, почти в шесть раз меньше, чем на физкультуру и спорт.
Первым делом - пешеходы
Кто-то скажет: на создание в Челябинске транспортной системы по европейским стандартам уйдут десятилетия. Бывшему мэру города Богота (столица Колумбии), а ныне главе совета директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка Энрике Пеньялосе на это потребовалось три года. Правда, за это время он поседел как лунь, а был жгучим брюнетом.
Пеньялоса исходил из принципа, что город - это демократическое пространство, где не должно ощущаться разницы между богатыми и бедными. Самым важным элементом транспортной системы города он считает… тротуар. Его высказывания по этому поводу можно включать в сборники афоризмов. Приоритет при передвижении по городу экс-мэр всецело отдаёт пешеходам и велосипедистам. На втором месте - общественный транспорт. Автомобили - в конце списка. Тротуары в Боготе продолжаются даже на перекрёстках - так водителям дали понять, что это они вторгаются на территорию пешеходов, а не наоборот.
Пеньялоса сделал почти невозможное - выгнал все автомобили с тротуаров и обочин. Сделал пешеходной центральную улицу города Jimenez Avenue и проложил через самые бедные и отдалённые кварталы столицы велопешеходную улицу Porvenir Promenade протяжённостью 24 километра. «Хороший город - тот, в котором хочется бывать на улице», - уверен Пеньялоса.
Когда японцы предложили колумбийской столице построить восьмиполосную магистраль через весь город по набережной (что-то вроде челябинской Университетской набережной) за $17 млн, от неё отказались в пользу 35-километровой велодороги.
Ну и наконец, общественный транспорт. Если раньше его в столице Колумбии практически не было, то теперь он считается одним из лучших в мире. Благодаря ему дорожный трафик в Боготе снизился на 40%! Ездить на автобусе, для которого выделили специальную полосу, стало намного удобнее и быстрее, чем на личном автомобиле. Правда, в определённой степени горожане вынуждены им пользоваться, так как Пеньялоса либо вовсе ликвидировал парковки в центре города, либо сделал их очень дорогими.
Прямая речь
Олег Козлов, начальник управления транспорта администрации города Челябинска (из интервью сайту mediazavod.ru): Челябинск – один из немногих городов, который транспортное обслуживание жителей могут улучшить кардинально. Почему бы крайние правые полосы магистралей не выделить для общественного транспорта, неважно, муниципального или частного? Во-первых, это увеличит среднюю скорость движения по городу. Во-вторых, транспорт общего пользования станет предпочтительнее для всех. Горожане смогут выбирать, что лучше: тратить 40-60 минут, чтобы доехать до работы, или воспользоваться автобусом. Нужны смелые решения, способные ограничить доступ автомобилей в центр города. В центральной части Челябинска необходимы платные парковки: и чем ближе к центру, тем они должны быть дороже, а за несанкционированную парковку наложить штрафы, которые будут значительными для автолюбителей.
Смотрите также:
- Почему Челябинск не Лос-Анджелес. Мы уже давно не город металлургов →
- Сергей Гордеев. Челябинск будет не узнать →
- Дороги надо строить с головой →