«АиФ» продолжает расследование о деятельности в СССР сети эсэсовских приютов «Лебенсборн»: её сотрудники вывезли в Третий рейх около 50 000 (!) советских детей. Почти все малыши не вернулись домой. Что с ними случилось?
… - 2 июля 1943 года специальный посланник рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера встретился с генерал-губернатором Польши Гансом Франком. Обсуждался секретный план: Гиммлера беспокоило, что дети казнённых партизан на оккупированных территориях СССР и Восточной Европы станут мстить за своих родителей. Рейхсфюрер предложил: малыши «нордической внешности» должны быть либо перемещены в приюты «Лебенсборна», либо переданы германским семьям - на перевоспитание в «арийском духе». Через пять дней Гиммлер послал главе «Лебенсборна» Максу Золльману письмо с инструкцией: «перевоспитанию» следует подвергать детей дошкольного возраста - «нам не нужны те, кто помнит своё прошлое».
«Хочу найти могилу матери»
Профессор Хайнц Вирст из Дрездена считает: первые нацистские «эксперименты» с похищением в СССР ребят со светлыми волосами и голубыми глазами имели место и раньше. Они начались весной 1942 г.: согласно проекту Эрхарда Ветцеля (эксперта при рейхсминистерстве по делам «восточных земель») онемечиванию подлежало 25 процентов (!) населения России. После приказа Гиммлера это явление стало массовым. По мнению Вирста, лишь за август - сентябрь 1943 г. 10 000 советских детей были отправлены в приюты «Лебенсборна». Чаще всего будущих «арийцев» искали в северных областях России - возле Пскова и Новгорода, но также в Брянске, Смоленске и особенно в Крыму. Рейх планировал заселить этот полуостров только представителями «арийской расы» - немецкими колонистами, а также воспитанниками «Лебенсборна»…
…Я звоню в Гамбург - идут гудки, трубку берут не сразу. 71-летний бизнесмен Фолькер Хайнеке извиняется, что не говорит по-русски. «Знаете, это так странно. Ведь, по сути, русский - мой родной язык. Точнее, должен был им стать». В 1943 г. жившего в Крыму двухлетнего Сашу Лито отобрали у родителей солдаты СС - белокурый и голубоглазый мальчик как нельзя подходил для «Лебенсборна». Ребёнка отправили в приют в Лодзь (Польша), где сменили ему имя с фамилией и указали в документах другое место рождения - Силезия. О том, что он русский, Хайнеке узнал только в 1975 г.
- После смерти моих приёмных родителей я разбирал бумаги, - сообщил в интервью «АиФ» Фолькер Хайнеке. - И случайно нашёл справку… Оказывается, меня взяли из приюта «Лебенсборна»! С помощью архива удалось найти моё чудом уцелевшее досье в «Лебенсборне», содержавшее мои детские фото, адрес деревни в Крыму, настоящее имя и фамилию. Я страшно обрадовался - Господи Боже, наконец-то знаю, кто я такой!
Хайнеке говорит медленно, как бы переживая всё заново. Он вспоминает: приёмные родители (судовладельцы из Гамбурга) обращались с ним хорошо. «Отец сказал: в детдоме я сам подошёл к нему и положил руку на колено… Так они и решили взять меня к себе. Они были убеждёнными нацистами, имели знакомства в руководстве Третьего рейха. Мне было 4 года - я помню, как к нам домой приезжал Генрих Гиммлер, меня поразила его угольно-чёрная форма. Посмотрев в мою сторону, Гиммлер сказал: «Все белокурые дети должны жить в Германии». Я благодарен приёмным родителям - они обожали меня, дали мне отличное воспитание и образование за границей. Но всё, о чём я сейчас мечтаю, - это наконец-то положить цветы на могилу своей русской матери…»
«Эсэсовцы утащили ребёнка»
Фолькер Хайнеке ездил в Крым, пытаясь отыскать своих близких, однако потерпел неудачу. Он посетил на Украине восемь семей с фамилией Лито - но оказалось, они ему не родственники. Куда делись его отец и мать, в селе никто не знает, хотя сразу несколько стариков рассказали, что помнят, как эсэсовцы тащили за руку плачущего ребёнка.
- Я ехал на поезде в Крым и не спал всю ночь, - вздыхает Фолькер Хайнеке. - Мои чувства невозможно описать словами. Когда я подошёл к родительскому дому, моё сердце сжалось. Я ищу своих родных уже двадцать лет… и верю, что их найду. Я знаю бывшего воспитанника «Лебенсборна» - он сумел обнаружить склеп своего отца в Югославии. Когда ребёнка отрывают от родителей, он это чувствует, пусть и не осознаёт. Но я не отчаиваюсь. Буду искать могилы папы и мамы, пока сам ещё жив.
Хайнеке знает и других - тех, которые выросли как немцы, а потом, после смерти своих приёмных родителей, обнаружили, что они русские. «Я полагаю, большинство детей из России так и не узнали, кем они были, - говорит он. - Почти все документы «Лебенсборна» уничтожены. Я говорю по-немецки, у меня немецкие привычки, и я привык быть немцем. Зато я понял: вот почему мне всегда нравились русские песни. Я думаю над сменой паспорта, чтобы зваться своим именем - Александр Лито». Такие случаи подтверждает и Герлинда Свиллен - секретарь ассоциации «Рождённые войной».
- Хайнеке не одинок: я общалась в Берлине с пожилой женщиной, - сообщила Герлинда. - Когда ей было пять лет, её родителей на Украине убили эсэсовцы - девочку отправили на воспитание в немецкую семью. Полагаю, она тоже никак не найдёт своих родственников…
…Подобных историй тысячи, и за каждой - чья-то искалеченная судьба. «Дом молний» (так сотрудники «Лебенсборна» звали свою контору из-за знамени с эмблемой СС) перемолол в пыль множество детских душ. В Германии работает организация «Лебенсспурен», которая пытается помочь детям «Лебенсборна» узнать своё прошлое. Жаль, что в самой России не делалось попыток хоть как-то расследовать судьбу похищенных СС детей. И Фолькер Хайнеке, и другие жертвы «Лебенсборна» заслуживают знать правду… На самом деле они - русские.
«Им умело стирали память». «АиФ» отследил систему «распределения» по нацистской Германии украденных детей из СССР. Окончание расследования читайте в следующем номере.
Смотрите также:
- Без лица и любви. Для обгоревшей в пожаре Вики открыт сбор средств →
- Максимкино счастье. Стоит ли разлучать братьев и сестер? →
- Музей воспоминаний. Я ребёнком пережил войну →