Виновны в неравнодушии. Санарский пожар глазами очевидцев

   
   

Сразу после ликвидации крупного пожара, бушевавшего в реликтовом бору 18-22 июля, у них состоялась встреча с руководителем ведомства Виталием Вороным. По его просьбе гражданские активисты провели обследование горельника и подготовили акт о санитарном состоянии памятника природы в целом.

А на днях на стол Вороному легла подробная записка, проливающая свет на истинные причины недавнего бедствия и факторы, способствовавшие распространению пожара на площади около 2 тыс. гектаров.

Ожиданная неожиданность

В отличие от официальных органов, авторы документа пришли к выводу, что пожар начался вовсе не у обочины федеральной трассы Челябинск - Магнитогорск, а в глубине леса, в квартале

№ 213. О возгорании в его границах верхнесанарская пожарно-химическая станция знала ещё 14 июля. По заданию начальника ПХС Николая Дускулова пожарные наблюдатели в Каменной Санарке следили за этим кварталом. То, что видели, они фиксировали в журнале, оригинал которого сейчас находится в правоохранительных органах.

Судя по записям, «вышкари» в течение трёх суток неоднократно наблюдали задымление в 213-м квартале и сообщали об этом пожарным. «Местные специалисты, скорее всего, боролись с огнём по известной нам схеме: сделают опашку - и никакого патрулирования, окарауливания, дотушивания очагов. А на четвёртые сутки сложилась чрезвычайная ситуация, которая привела к стихийному бедствию», - говорится в заключении Александра Фролова.

Быстрому распространению пламени способствовала высокая степень так называемой внелесосечной захламлённости, то есть большое количество валежника и порубочных остатков, многие из которых гниют здесь с 1995 года, когда случился крупнейший в истории бора верховой пожар. Более того, зачастую валежник как будто специально складируется в непосредственной близости от деревьев. Фролов, участвовавший в борьбе с пожаром, был свидетелем горения одной из таких куч.

- Она вроде небольшая, но пламя чуть не в три этажа высотой! На моих глазах обгорели кроны нескольких сосен. Это чудо, что не вспыхнули соседние с ними деревья, - рассказал он.

   
   

«На границе кварталов № 144 и 165 был разложен целый ряд таких куч протяжённостью не менее 100 метров. Только благодаря своевременным мерам по организации преграды пожару минерализованной полосой и затем его тщательного окарауливания в течение долгого времени удалось избежать их возгорания», - сказано, в свою очередь, в записке.

Как на пикник

Кроме того, там отражены факты, свидетельствующие о непрофессиональных действиях определённой части занятых на пожаре сил. Так, 20 июля работа техники и пожарных расчётов на границе кварталов № 202 и 203 началась только после 11.00. То есть было упущено порядка шести часов светлого времени суток, когда пожар «просыпается» после ночного притухания.

Вызывает вопросы качество минерализованных полос: зачастую оно не обеспечивало защиту от распространения огня. Иногда к опашкам приступали несвоевременно и, соответственно, позволяли огню распространяться.

На месте дислокации некоторых пожарных расчётов (например, на границе 214-го и 226-го кварталов) добровольцы обнаружили (есть фотографии) пустые бутылки из-под спиртного. К слову, идентичные находки Александру Фролову попадались после пожара в мае 2010 года. Вместе с тем он отметил отличную работу пожарных, прикомандированных из Борисовки и Троицка:

- Мы не сразу друг друга поняли. Сначала они подумали, что я лесничий, и обматерили меня: мол, до чего довёл лес, такой-эдакий. А потом мы с ними очень плодотворно работали. Пожарные слаженно действовали, мгновенно реагировали на все сигналы. Стоило только позвать, как они в считанные минуты прибывали к нужному месту и приступали к тушению.

Путин не указ

Вечером 22 июля Александра Фролова и всех, кто был вместе с ним, с места ЧС неожиданно вывез наряд полиции. Как пояснили правоохранители, с заявлением к ним обратилось руководство Пластовского муниципального района. Основанием для задержания стало… отсутствие у добровольцев лицензии на тушение лесных пожаров. Для последних это было настоящим плевком в лицо.

Особенно странным такое поведение местных властей кажется на фоне активного привлечения волонтёров на борьбу с пожарами в соседнем Анненском заказнике. (Добровольцы, кстати, позднее получили устную благодарность от губернатора области Михаила Юревича.) Не стоит также забывать, что президент страны Владимир Путин прямо призывал местное население оказывать содействие в тушении лесных пожаров.

Фролов не видит разумных и правовых оснований вывозить его силами полиции:

- Тушением пожара мы не занимались. По заданию начальника ПХС Дускулова мы делали окарауливание, то есть следили, чтобы огонь не перекинулся через опашку. Кажется, для этого лицензия не нужна. Подозреваю, что наша активность просто стала колоть глаза кому-то из местного лесничества. Враждебное отношение к себе мы чувствовали от заместителя старшего государственного лесного инспектора Шевченко. Слышали от него нецензурные эпитеты в свой адрес.

Смотрите также: