Челябинка мечтает сесть за штурвал «Аэробуса»

Фото: Александр Фирсов

Давно канули в лету те времена, когда о профессии пилота можно было сказать, что это неженское дело. Сегодня в России насчитывается не один десяток «пилотесс», некоторые из которых даже являются командирами экипажей пассажирских авиалайнеров. Челябинка Зоя Ровная пока на командирское кресло не замахивается, но уже имеет лицензию пилота-любителя и 60 часов общего налета.

   
   

Штурвал на вырост

- Зоя, откуда у вас такое необычное увлечение?

- Летать я мечтала с самого детства. Когда заканчивала школу, думала стать либо авиадиспетчером, либо юристом. Но в 90-ые годы в авиации был раздрай: постоянные задержки рейсов, вечно какие-то технические причины, всё рушилось на глазах. Казалось, авиация умирает, и тогда родные мне сказали: «Будешь в жизни голодать». Поэтому поступила в ЮУрГУ на факультет экономики и управления, затем получила юридическое образование и сдала экзамен на арбитражного управляющего.

- Но от мечты не отказались?

- Конечно! Знаете, если человек любит самолеты, то он даже в аэропорт всячески старается попасть. Также было и со мной: если нужно было ехать кого-то встречать или провожать, я мчалась в наш челябинский аэропорт. Однажды увидела там рекламу «Челавиа». Позвонила, оказалось, что набор на ближайший курс обучения уже закончен. Пришлось немного подождать.

- Какие были ощущения от первого полета?

- До первого полета на легкомоторном самолете я летала только в качестве пассажира на обычном авиалайнере. Когда села в «Катану» ( это самолет для первоначального летного обучения), поняла, что все получится.

   
   

- Обучение всегда легко давалось?

- По-разному. Одно дело летать в штиль, другое – с боковым ветром, в болтанке. Но бросить не хотелось никогда.

 

- В автошколах инструкторы к девушкам-курсанткам относятся скептически. А на аэродроме?

- Нет, что вы! Вообще в авиации такого разделения нет. Я не встречала. Да, здесь есть своя классификация людей, но не на "мужчин-женщин", а на "свой-чужой" в хорошем смысле этого слова. Лично мне очень повезло с инструктором. Благодаря ему в небе я всегда чувствовала себя уверенно.

- Каким был ваш первый самостоятельный вылет?

- Мандража не было. В небе было какое-то спокойствие и уверенность, что я все делаю правильно. Заслуга инструктора. Кстати, когда получала пилотское, думала, буду прыгать до потолка, но этого не было: я поняла, что если раньше за меня отвечали, то теперь я отвечаю за себя сама.

- Сейчас вы управляете «легковушками», которые даже выкатить можно самой (вес некоторых моделей самолетов Technam, на которых проходит обучение – 300 килограммов – Авт.). А не было ли мыслей когда-нибудь поднять в небо «Аэробус» или «Боинг»?

- Конечно, были! Это цель! Но для этого нужно дальше учиться, что я и делаю. Было бы здорово управлять самолетом, на борту которого 100-200 пассажиров.

Женщина в небе – не нонсенс

- И все же, если за границей женщина-пилот – это нормальное явление, то у нас еще нонсенс…

- Женщин-пилотов мало, но они есть. К примеру, в авиакомпании «Россия» есть женщина-командир. Мы уже не нонсенс. Дорога в небо открыта всем.

- Как реагируют мужчины, не связанные с авиацией, узнав, что вы – лицензированный пилот?

- Адекватно. Но, видимо, отчасти из-за того, что окружение связано с авиацией.

- Знаю, что вы оставили прежнюю работу, и связали свою жизнь с авиацией.

- Да, это правда. Когда проходила обучение, мне предложили заняться организацией отделения подготовки пилотов гражданской авиации на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ. Естественно, я согласилась: ведь самая лучшая работа – это оплачиваемое хобби.

- Зоя, что лично вам дает небо? Драйв, адреналин?

- Многие спрашивают про экстрим, адреналин. Нет, этого нет. Небо дает спокойствие и умиротворение. Каждый раз, садясь в самолет, я забываю о каких-то неурядицах на земле. Кстати, еще Экзюпери говорил, что человек в небе лучше, чем человек на земле. Да и сама земля гораздо красивее с высоты птичьего полета: вода - синяя, трава– зеленая, деревушки – аккуратные.

- В прошлом году в составе «Челавиа» вы приняли участие в авиасалоне МАКС-2011. Что произвело наибольшее впечатление?

- Больше всего поразил пассажирский лайнер «Аэробус-380». Он как привидение. Эта махина весом в 280 тонн занимает полнеба, но при этом он такой тихий и маневренный. Помню, лет 15 назад был анекдот: «На нашем борту есть бассейн, бар, рестораны, и теперь командир попробует поднять всё это в воздух». Теперь это реальность сегодняшнего дня. 

Смотрите также: