Хозяин домашних «драконов». Южноуралец держит дома рептилий

   
   

И дело совсем не в том, что наступающий 2012-й – Год Черного Водяного Дракона, и вроде неплохо бы прикупить себе в дом живой символ в виде игуаны или, скажем, хамелеона. Для тех, кто поступает так традиционно - в дань странной моде – у Антипина есть экономичный аргумент: не тратьте деньги впустую. Рептилию на улицу не выгонишь (не понимаю, как можно поступать так с теми же кошками и собаками – авт.): она требует особенного внимания, подпитывать которое могут только действительно … любовь и неподдельный интерес к классу пресмыкающихся. И, если все-таки очень хочется завести себе хладнокровного питомца, сначала узнайте о нём как можно больше.

Как вариант: потратьте часть этих денег, купите ящерицам, змеям, крокодилу и необычным насекомым их любимые салат, яблоки, кабачки, огурцы, бананы, рыбу, кусочек мяса или куриные шейки и отвезите в миасский экзотариум. Связаться с ним просто. Андрей Антипин - активный пользователь социальных сетей – телефонов своих не скрывает, да и во дворце творчества «Остров», ставшем домом для экзотических постояльцев, тоже всегда помогут. То, что вы там увидите и услышите – равнодушным, как правило, не оставляет никого. Импровизированная экскурсия к Антипину, кстати сказать, обойдется всего в 50 рублей, детям – и вовсе бесплатно. Миасская ребятня, к слову, старается приходить в гости к рептилиям с гостинцами.

Салат для черепах

Как-то не задумывалась, но почему-то считала, что черепахи – этакие «тянучки» времени: медленные, неповоротливые, неактивные. Но когда я зашла в гости в это царство рептилий Андрея Антипина, поняла, как ошибалась. В аквариумах и в детской ванночке эти живые домики с головой и четырьмя лапами будто кросс сдают. Сухопутные – шумят камушками, перебирая лапами. Водные - наматывают круги, поднимая кверху головы.

- Ого! – вместо слов прорываются пока одни междометья. – Чего это они..? – спрашиваю у Андрея Геннадьевича.

-Да есть им пора, это они так корм ждут – слышу голос хозяина экзотариума из тесной подсобки, где расположилась импровизированная кухня со стареньким холодильником. Но хлеб, пророщенная пшеница и даже детское питание – это не продукты для «перекуса» на работе, а еда для … кормовых мышей, чтобы лучше размножались. Антипин ловко шинкует кабачки, тыкву, морковь, огурцы, яблоки, бананы, виноград, листья салата и другую зелень. Так он делает салат для своих растительноядных. Говорит, больших едоков у него нет, но той же морковки - на всех - в день уходит полкило. Все ингредиенты сначала моет.

Даже бананы, ведь кожура достанется кормовым тараканам. А их для транспортировки обрабатывают, чтобы дошли в товарном виде. А от этой химии вся колония тараканов может вымереть. Еще важно из фруктов все косточки удалять. Ведь в них – синильная кислота: черепахи отравятся. Главное, отмечает Андрей Антипин, выдержать соотношение салата: 80% - овощи и зелень, 20% - фрукты. Витаминизирует еду пудрой для рептилий с кальцием. Черепашатам он готовит каждый день. Взрослых - кормит раз в два дня, чтобы аппетит был хороший и чтобы не капризничали. Норму определяет по скорости опустошения мисочек, некоторым добавку подкладывает. Сейчас для черепах не самое приятное время: меньше растительного изобилия. Летом у них был «райский» рацион: одуванчики, подорожник, лопухи, сныть. Весь «провиант» Антипин нёс из сада и с чистых полян. В зимнем же «меню» придется частично перейти на сено.

Интересно, что своего кормильца с салатом черепахи чутко улавливают. Начинают еще больше шуршать, а когда наполненная миска попадает в террариум растительноядных, кажется, можно расслышать дружное чавканье.Хамелеонам салаты тоже нравятся. Но сверчков, саранчу, кузнечиков и тараканов, которых Антипин, как и салаты, витаминизирует порошочком с кальцием, они «уважают» больше. Кормление хамелеона с пинцета - зрелище увлекательное. Обычно здесь позирует разноцветная самочка йеменского хамелеона: подползает с ветки и резко выпускает длинный язык, к которому прилипает насекомое.

   
   

Иногда сила прилипания, правда, дает осечку, и счастливый, временно «спасенный» таракан шустро прячется. «Самец у нас трус, - констатирует Андрей Антипин. – На людях не ест». Заглотив насекомое, водит глазами в разные стороны: они у хамелеона живут каждый своей жизнью. Таких манипуляций с тараканом и пинцетом для каждой особи хозяин экзотариума делает 10-15. И больше, конечно, это нужно не ему, а ребятне, то и дело забегающей сюда после посещения кружков. Ведь тараканов можно в специальную кормушку отправить, чтобы не выползали.

Сделай паузу – скушай … ротана

Познавательное шоу, за рамками школьной биологии, здесь продолжается с кормлением водных черепах. Пока Андрей Антипин сортирует рыб- ротанов (не все черепахи могут съесть целую рыбу, иным приходится резать на кусочки), читаем названия видов, поражающие воображение. Угольная, или красноногая черепаха, Европейская болотная, Миссисипская географическая, Средиземноморская, Дальневосточная мягкотелая (редкий в России вид). В черепашьей «коллекции» Антипина есть даже мягкотелая черепаха – альбинос. Это так называемая «декорашка», в природе таких не существует, недавно стали разводить в неволе. Дилетанту брать ее и Дальневосточную мягкотелую родственницу в руки не советуют. Панцирь у нее кожистый, она очень подвижная, к тому же, как большинство водных черепах – это серьёзный, грозный хищник.

«Укусить может, - рассказывает Антипин. - У нас в Приморье Дальневосточные водятся, и рыбаки с ними стараются не связываться. Вместо зубов у них так называемые рамфотеки – костные пластины белые и ножницеобразный прикус. Поэтому она кусает и отстригает сразу. Даже если ее держать за середину тела, она может извернуться, поэтому приходится держать сзади».

«О! Вот это слопала!» – мальчишки, облепившие аквариум с Новогвинейской змеиношеей, не могут сдержать удивления. Потрясающей грации черепаха, и правда похожая на змею в панцире, ловко глотает ротанов и еще успевает глядеть по сторонам. Ее кормят через день, за раз съедает 2-3 рыбки. Еще черепашки-хищники едят мясо, не «брезгуют» червями, которые Антипин копает им летом, и даже …мышами.

Вообще черепах у него – около 20 видов. И это уникальная коллекция, уверен Андрей Геннадьевич. Утверждает: в Челябинском, Екатеринбургском зоопарках такой точно нет. В московском - если и существует, то пока в виде внутренней коллекции, считает Андрей Геннадьевич. Ведь посетителям показывают не всё. Формировать свою он начал благодаря экспедициям в разных точках страны лет 25 назад. Что-то покупал, обменивал у частных коллекционеров, даже через интернет-магазин приобретал: так, например, у него появилась Мадагаскарская лучистая черепаха. «Бывает, через интернет продают даже краснокнижных животных. Наверное, разводы есть, продают, а это, похоже, контрабанда была, еще в начале двухтысячных, я пару брал – по 4 тысячи рублей за штуку – в Москве» - признаётся Андрей Антипин.

Здесь все - « Самые»

Профессиональный ихтиолог-рыбовод, только черепахами он не ограничился и собирал холоднокровных питомцев разных материков и частей света: Австралии, Африки, Южной и Северной Америк, Европы и Азии. О многих Андрей Антипин может говорить часами и только как о «самых». Вот, например, 19-летняя королевская питониха Стеша. Приобретена в тульском зооэкзотариуме. «Это старожил мой. С начала 1990-х мы с ней вместе в «Острове» работаем. Питоны обычно - гигантские змеи, а это, можно сказать карликовый, обитают такие в тропической Африке. Совершенно безобидная змея, одна из самых спокойных» - рассказывает хозяин змеи.

- И что, прямо ни разу не укусила? – спрашиваю у Антипина.

- Один раз было – по ошибке она кусала. То есть, когда пускаешь ей мышку и первый момент – бросок, она вместо мышки за руку хватила. Но, в отличие от многих других, ошибку понимает сразу. Не то что, скажем, тигровый большой питон: схватит, намотается, его пока не отцепишь, он и не поймет, что не то схватил. А она сразу, в общем-то, «извиняется»: голову прячет, сворачиваясь в шар (не просто дали название ей африканское - змея-шар или змея-мяч).

А вот второй вид питонов - самая любимая у публики и самая большая в Миассе змея. Весит более 20 килограммов. Охотно фотографируется с детьми. Антипин с гордостью представляет тигрового питона Пашу. Родился в Миассе, из яичка, его маму – желтого альбиноса – хозяин миасского экзотариума был вынужден продать: дорого всех содержать. Каждому питону надо раз в месяц покупать кролика, а это рублей 500 в месяц.

У Антипина живет также, пожалуй, самый большой в Миассе крокодил: ему 8 лет, в длину больше полутора метров. Прибыл из Питера. Он также самый большой противник окуней: этих не ест, предпочитает местных ротанов, мясо и куриные шейки. Карповые породы рыб Андрей Геннадьевич рептилии старается часто не давать: в них есть не нужный крокодилу фермент - тиаминаза, разрушающий Витамин В, а это прямой путь к авитаминозу.

«У меня здесь один из самых больших в мире скорпионов. Может быть, даже самый крупный: индийский лесной, – показывает гордость коллекции членистоногих хозяин зооуголка. Приехал из Германии. В Россию напрямую такие не поступают. Есть поставки из Малайзии и Индонезии, а африканские скорпионы к нам «приезжают» аж через США, но среди них таких огромных нет.

– Не прыгнет? – на всякий случай, делаю шаг назад. – Нет, спокойно держит на руке изящного красавца хозяин. - Под себя он, во-первых, не кусает, а во-вторых – этот, скажем, не самый страшный скорпион. Даже если он укусит – вот у него жало на хвосте – это все равно, что оса или пчел укусила. У скорпионов же, у которых серьезный очень укус, клешни узенькие, маленькие, как пинцетики, а у этого – мощные, широкие. Такие скорпионы меня не кусали. Видимо, для этого его надо схватить неаккуратно, зажать…Это девочка у меня, беременная, надеюсь. Спаривание было в середине лета, сейчас уже толстеть начала. В зоопарках тоже редко встретишь таких. Челябинский, правда, не в счет. Мы одновременно с местным инсектарием этих скорпионов получали.

Самые популярные (после черепах) обитатели террариумов – леопардовые гекконы, или пятнистые эублефары (обитатели полупустынь и предгорий Афганистана, Пакистана, северо-западной Индии) – конкуренты домашних кошек и собак, считает Антипин. Эти забавные ящерки неприхотливы. «Если дневных ящериц нужно специально облучать лампами, а они дорогие, то эти ящерицы в облучении не нуждаются»- поясняет хозяин зооэкзотариума. -

Хорошо размножаются, живут до 10-20 лет и нравятся даже тем, кто не приемлет змей и равнодушен к черепахам. Гекконы очень спокойные, при этом – подвижные. И главное – не вызывают аллергии. Иногда они могут полакомиться земляникой, но главная пища – тараканы и кузнечики».

Молочные змеи Кэмпбелла – одни из самых ярких змей, разводимых в террариумах. У впечатлительных барышень, правда, вызывают слегка испуганное «Ой, мамочка!», если вдруг окажутся вне террариума. Но Андрей Антипин успокаивает: эти змейки безобидны, бояться нечего, опасных и ядовитых питомцев у него в принципе нет: «Вообще, мне всё, что шевелится, всё интересно. Ничего противного ни в змеях, ни в тараканах, ни в ком не вижу. Не понимаю всех этих визгов-писков»

Некоторые «персонажи» коллекции - например, квакши - веселят публику не хуже клоунов. Эти древесные лягушки с присосками на лапках забавно передвигаются по вертикальному стеклу и выглядят, как сказочные. Кормить их – тоже приятное времяпрепровождение. Так же, как и медитировать у домика с африканскими жуками-бронзовками – дальними родственниками наших больших зеленых жуков, летом «оккупирующих» цветы. Яркая благородная расцветка и еда не абы что - фрукты и пыльца – поневоле задумаешься, а не начать ли создавать собственную коллекцию.

Меньше всех пока «повезло» аннамским палочникам. Необычные насекомые, похожие на тоненькие веточки, нынче сильно расплодились. На зиму огромного дерева гибискуса, что растет рядом в цветочном горшке и вынужденно служит им кормом, всем палочникам не хватит. Так что придется им самим стать едой для хамелеонов, гекконов и лягушек.

Прокормить рептилию на зарплату педагога

На прокорм и жизнеобеспечение всех своих питомцев хозяин большой живой коллекции вынужден тратить больше 4 тысяч рублей летом и около 6 тысяч – зимой. Это минимум, при условии, что не выйдут из строя специальные лампы для рептилий РептиГло с ультрафиолетом (а служат они, максимум, год), что потребуется совсем забыть о мечте - фильтрах, которые позволят хорошо очищать воду в аквариумах и меньше тревожить животных. На это скромной зарплаты педагога внешкольного образования Антипину не хватает. А отдельной строки в бюджете Дворца детского творчества « Остров» на прокорм рептилий и насекомых не предусмотрено.

Зарабатывать на рептилиях и насекомых можно, говорит Андрей Геннадьевич. Рептилиями и насекомыми горожане интересуются и заводят их всё чаще. Наверное, потому, что раньше у людей возможности не было, а значит, и мыслей стать хозяевами экзотических животных. Только ведь Миасс – город небольшой, продажей потомства денег особо не выручить. Для стабильных заработков ему надо закрыться, забыть о бесплатных познавательных экскурсиях для местной ребятни и колесить по городам и весям в поисках лучшей доли. Но Антипин признаёт: он не бизнесмен и экзотариум создавал не для торговли животными. Поэтому любую помощь принимает с благодарностью. Хорошо, что желающие помочь еще находятся. Как раз сейчас в царстве рептилий и членистоногих Андрея Антипина собирается вольер из евроокон для крокодила. Таким «хоромам» обрадовались бы и многие другие подопечные «Живой планеты».

Смотрите также: