Ответственные лица рапортуют, что обещанные челябинцам 20 тысяч новых деревьев почти что высажены: промышленные предприятия уже выполнили взятые на себя обязательства (5 тыс.), муниципалитет вплотную приблизился к плановой цифре (15 тыс.).
Суровый стиль
Пристального внимания заслуживает все, что связано с зелеными насаждениями в городе, чей воздух минувшим летом произвел столь сильное впечатление на главу Минприроды Юрия Трутнева.
– Достаточно просто посмотреть в иллюминатор при посадке самолета, чтобы убедиться: нужно уменьшать выбросы в атмосферу, - сказал тогда он.
Стартом «зеленой революции» принято считать 15 апреля. Тогда впервые прозвучало это странное словосочетание, а сити-менеджер попозировал перед камерами с лопатой на высадке 20 молодых елей на пересечении улиц Воровского и Верхнеуральской. Челябинск к тому времени не на шутку взволновался, наблюдая, как массово освобождаются от зелени центральные улицы. Зачастую это называлось омолаживающей обрезкой. Комментируя шеренги из пеньков, заместитель главы города Владимир Алейников ссылался на госстроевские правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений. Они, действительно, допускают «посадку на пень» в крайних случаях, однако любая омолаживающая обрезка должна производиться только поэтапно, в течение 2-3 лет, да и то лишь у отдельных видов растений, обладающих хорошей побегопроизводительностью (п. 3.1.4.5. Правил). Суровый стиль местных благоустроителей ожидаемо повлек гибель многих «омоложенных» деревьев.
Несомненно, наспех сооруженная «зеленая революция» была ответом на негодование горожан, выразившееся в активности «группы блогеров», как их называют власти. К концу года было обещано высадить 15 тысяч новых деревьев вместо 5 тысяч вырубленных в ходе расширения дорог. Заметим в скобках, что в дальнейшем с этими цифрами происходили причудливые метаморфозы. В начале лета губернатор области, возможно, в порыве административного восторга заявил, что в Челябинске до конца года посадят в десять раз больше деревьев, чем вырубят. Буквально на следующий день Сергей Давыдов, очевидно (не надо ставить запятую после этого слова – Р.С.) этого не слышавший, сообщил, что в ходе «дорожной революции» в областном центре снесли 8 (а не 5) тысяч деревьев. Но посадят все те же 15 тысяч плюс еще 5 тыс. силами ЧЭМК, ЧМК, ЧЦЗ и ЧТПЗ. Не 80, как позволяли надеяться слова Юревича. Появилось подозрение, что никакого четкого плана действий у «революционеров» на самом деле нет, хотя вроде как еще 28 апреля челябинцам представили программу озеленения города, над которой самые высокие лбы потели целых 10 дней. К ней прилагалась «зеленая карта» – довольно забавный документ, где участки будущих посадок точь-в-точь совпадали с участками реконструкции дорог. «У меня было стойкое ощущение, что единственное, что сделали в администрации - это просто взяли карту «дорожной революции», красные линии перекрасили в зелёные и в заголовке слово «развития» заменили словом «озеленения», – написал в своем журнале блогер Евгений Клавдиенко.
Озеленение до посинения
При взгляде из сегодняшнего дня ясно видно – ощущение не обмануло. Судите сами. Многострадальная улица Воровского выкрашена на карте в зеленый цвет на всем протяжении. А теперь вспомним, как она «озеленялась».
Конец апреля – начало мая запомнились героической защитой газона перед домом №49 его жильцами. На его месте стали строить парковку для «Службы крови», расположенную… в соседнем доме. Многодневное обивание порогов старшим дома Владиславом Власовым позволило остановить строительство. Дорожники тогда извинялись: мол, ошиблись домом. Хотя позднее выяснилось, что не было никакой ошибки. Парковку хотели передвинуть, чтобы отнести остановку «ул. Доватора» подальше от перекрестка. Вырубленных деревьев 49-му дому никто не компенсировал.
25 августа в пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялась читательская конференция с Сергеем Давыдовым, где пенсионер Борис Михайлов сообщил градоначальнику, что перед его домом по Воровского, 17 под парковку вырубили целую аллею, и потребовал восстановить насаждения. Встретившись на следующий день по названному адресу, они договорились о высадке 10 деревьев. Никак не тянет на восстановление, но хоть что-то.
Аналогичная история имела место у дома 63а, там же, на Воровского. Только под натиском жильцов чиновники через каждые шесть метров воткнули по чахлому саженцу там, где до весны в два ряда стояли высоченные тополя.
Другой пример – улица Куйбышева, тоже на карте сплошь зеленая. Там до сих пор не могут забыть, как вырубались десятки яблонь под обещания заменить их какими-то особо ценными породами. Выпал снег – ни одного саженца посажено не было. На Куйбышева, как и на Воровского, тоже нашлись свои «контрреволюционеры». «АиФ» писал о них – это Вячеслав Яшкин и Анатолий Хмелевский. Кто-то ушлый под их домом №86 стал строить парковку, не предусмотренную изначальным проектом расширения.
Интересная петрушка
Примеров, подобных приведенным, немало. Но где же тогда посажены эти 15 тысяч деревьев, если там, где их сносили ранее, ничего нет? Мы не считаем те парадные посадки с участием Давыдова, которые, кстати, имели довольно сомнительный успех. Из восьми посаженных градоначальником в сквере Победы елок более-менее здоровый вид, говорят, имеет только одна, две уже засохли. Пирамидальные тополя на Свердловском проспекте приживаются лучше, но и у них судьба незавидная: их посадили на одной линии с опорами, и, как нам пояснили в «Челябгорзеленстрое», по весне их будут обрезать, придавая кроне от природы высокого и стройного, как кипарис, дерева круглую форму.
Кроме опубликованного весной перечня компенсационных посадок, включающего 1,5 тыс. деревьев, заявленные 20 тысяч мэрия больше ничем не подкрепила. Вооружившись этим списком, Евгений Клавдиенко отправился по указанным адресам и зафиксировал все увиденное на фотоаппарат.
Оказалось, что компенсационные посадки производились не вдоль улиц, где массово вырубались деревьях, а по закоулкам – во дворах, под окнами, на территории торговых комплексов или за недоступными простым смертным заборами госучреждений. Так, на улице Труда обещанные 9 елей и 240 саженцев боярышника компенсировали на территории Областного суда. Причем все боярышники посадили плотным частоколом вокруг местной часовенки через каждые 20 см! «Почти всё, что было срублено на целой улице (имеется в виду улица Энтузиастов, где живет блогер – Ред.), компенсировано двадцатью метрами посадок даже не на всей территории областного суда, а на микроскопической её части», – с горечью констатировал Евгений Клавдиенко.
P.S. А как вы считаете? Челябинск стал зеленее? Автор материала ждёт ваших откликов в пятницу, с 15.00 до 18.00 часов по телефону редакции: 8-951-252-89- 88.
Смотрите также:
- «Нужен мораторий на посадки!» Вера Меркер - об акциях по озеленению →
- В Челябинске растёт реликтовое дерево мезозойской эры →
- Замуровали, демоны! Как решить проблему озеленения →