Первой задачей реки стала защита крепостных стен. Вскоре угроза исчезла, а крепость была разобрана.
Однако до сих пор река Миасс сохраняет свою главную функцию для Челябинска - снабжение питьевой водой. Сегодня горожане получают воду из Шершнёвского водохранилища, откуда она поступает в дома и квартиры, проходя через очистные сооружения и многокилометровые трубы. А ещё сто лет назад всё было совсем по-другому.
Тряпица - это безобразие
До постройки водопровода в начале XX века жители брали воду непосредственно из реки в черте Челябинска. Со временем власти определили места водозабора - выше по течению Миасса за пределами города. Если вспомнить, что западная граница Челябинска в начале прошлого века - это Западный бульвар, то водозабор воды должен был осуществляться в районе современного Свердловского проспекта.
До появления водопровода челябинцы пользовались услугами водовозов, которые в специальных бочках доставляли питьевую воду из реки к отдельным домовладениям. Каждая бочка имела свой номер и была снабжена краном или железной крышкой. Соблюдение этих правил считалось обязательным, дабы не допускать появления и распространения инфекционных заболеваний в городе.
Случались и нарушения. 29 мая 1912 года Челябинская городская управа писала: «Согласно обязательного постановления по водовозному промыслу, водовозы должны иметь бочки, окрашенные в зелёный цвет, отверстие для вливания воды должно закрываться железной крышкой, вода должна браться водовозами из источников по указанию городского общественного управления. Место для получения воды городской управой указано или выше города, или из водоразборных будок. Между тем местная тюрьма, доставляющая воду по частным квартирам и в разные учреждения, берёт для этого воду, как приходится наблюдать, из реки Миасс: спуск к реке на Большой улице (ныне улица Цвиллинга. - Н. А.), отверстия бочек закрываются тряпицей».
Впервые вопрос о водопроводе в Челябинске был поднят в 1902 году. Челябинский уездный комитет попечительства о народной трезвости получил от городской управы разрешение на его строительство, но на этом всё и закончилось. В 1909 году была создана специальная комиссия, в которую вошли местные предприниматели, купцы, владельцы предприятий, магазинов, мельниц: В. И. Колокольников, Н. Н. Пихтовников, М. И. Дядин, П. Ф. Туркин и другие. 5 июня 1910 года челябинская дума под председательством городского головы Александра Бейвеля утвердила материалы, подготовленные комиссией. Конкурс выиграло акционерное общество Брянских заводов, по проекту которого сооружение водопровода в Челябинске требовало около 250 тыс. рублей. Эта сумма намного превышала годовой бюджет города. Поэтому власти приняли решение взять заём, что и было сделано.
Вскоре после утверждения проекта местной думой началось долгожданное строительство. 4 февраля 1912 года жители Челябинска получили первую воду «из крана». Тогда водопроводные трубы пришли лишь в немногие дома - только в самые богатые. Для остальных в городе была устроена сеть водоразборных будок, куда подводилась труба с краном.
Горожанам и различным предприятиям приходилось платить за водопровод. Для основной массы потребителей стоимость воды составляла 2 рубля за тысячу вёдер (одно ведро - это чуть более 12 литров, т. е. на 2 рубля можно было получить 12 тыс. литров питьевой воды). Те же 2 рубля стоили полтора пуда белого хлеба (это 24 килограмма). Сегодня, при норме потребления холодной воды 300 литров в месяц на человека, челябинец платит немногим более 180 рублей. Тогда расчёт за пользование водопроводом производился «водопроводными марками». Особый комиссар при городской управе получал их каждый день и выдавал за деньги. И уже этими марками горожанин расплачивался в водоразборной будке, получая необходимое количество воды. Были потребители, получавшие воду бесплатно, - в основном воинские казармы. А более четверти всего объёма водопроводной воды потребляли Челябинский переселенческий пункт, бани Бардского и Нестеровой, городская больница.
А кому - лёд недорого?
Кроме того, река - это место и стирки, и полоскания белья. Естественно, постирать можно было и дома, а вот полоскать бельё приходилось в реке, ибо требовались большие объёмы воды. Городская управа определяла специальные места для «мытья белья», в которых устраивались мостки, проруби и около них теплушки (в холодное время года). Например, для жителей второй части города (Заречье) местом полоскания белья был берег в районе современного Торгового центра. Там устраивались мостки, а в зимнее время - проруби и теплушки.
Иногда возникали проблемы. В челябинской газете «Голос Приуралья» в 1916 году писали: «Для мытья белья, на реке Миасс, существует всего одна теплушка, у водокачки, всегда, конечно, переполненная. Полоскать же бельё в других местах реки Миасс запрещено - в целях, вероятно, чисто гигиенических. Мера разумная, конечно, но надо считаться с положением бедного люда, не могущего нанимать господ извозчиков подвозить корзины с бельём к водокачке. Часто бывает так, что семейная женщина (у которой дома остаются малые ребята) должна бросить семью и тащиться «к теплушке», ждать очереди, мерзнуть и так далее, да, кроме того, должна волноваться за маленьких ребят, оставшихся дома. Следовательно, что же нужно сделать для того, чтобы облегчить положение бедняков? Ответ, кажется, ясный: настроить ещё теплушек на реке Миасс в местах, более радикальных в отношении удобства для населения».
Неотъемлемой частью быта челябинцев была заготовка льда на реке Миасс. Им заполнялись ледники в домах горожан (как правило, в конце зимы на весенне-летний период). Иного способа сохранять портящиеся продукты не было - эра холодильников ещё не наступила.
С тех пор прошло около века. Почти во всех домах челябинцев появились водопровод, стиральные машины, холодильники, и горожанам не нужно ходить на реку полоскать бельё. А приведённые документы показывают, насколько изменился город и быт горожан. Челябинск начала XX века больше напоминал деревню, чем город, и лишь намечал свой путь к современному мегаполису. Значение же реки Миасс не изменилось - она по-прежнему является источником жизни города.
Смотрите также:
- Благодаря пенсионерке из поселка Горняк с карты района исчезла свалка →
- Промокли насквозь. Дожди привели к подтоплению 3 районов и 6 городов →
- В дома жителей города Касли поступает вода, которую нельзя пить →