Отобьем вокзал обратно. Чем закончилась вокзальная революция в Челябинске

Новости поступали, как с фронта. 20 июля Северный автовокзал, который располагался на ул. Кыштымской, был перенесён в «Юность». А 23-го Южный автовокзал (у ТК «Синегорье»), несмотря на заверения властей, что трогать его не будут, закрыли. Одновременно с этим с автостанции у областной больницы выселили садоводческие маршруты.

   
   

Последней в ходе вокзальной революции пала автостанция у «КС» (она, как и Южный автовокзал, принадлежала опальному предпринимателю Владимиру Руськину).

«АиФ-Челябинск» попытался разобраться, что происходит и чего ещё ждать от властей, задумавших вокзальную революцию.

 Картина маслом

13.00, пятница, автовокзал на «Юности». В билетах у всех пассажиров значится нулевая платформа. Но автобус встаёт туда, где видит пустое место. Пассажиры мечутся между машинами с баулами… На восьми листочках формата А4 вывешено новое расписание. По сути это старое расписание «Северного» автовокзала. Но автобусов приходит больше, чем значится в этих листках.

- На «Северном» автовокзале было всего 120 рейсов, а на «Южном» - 450. И машины «Южного» едут сейчас к «Юности». Однако в расписании их нет, - объяснили нам на вокзале, забыв уточнить, что часть перевозчиков с «Южного» на «Юность» так и не пустили на том основании, что у них договор с Руськиным. В их числе оказался уникальный автобус Челябинск - Сатка с бортпроводником, о котором мы писали.

Что касается пригородных маршрутов, то к автостанции на областной больнице идут только южные - из Коркино, Еманжелинска и т. д. Пригороды, ранее приходившие на «Северный» (Кумкуль, Миасское, Илимбетово и др.), как и тамошний межгород, переехали в «Юность».

 Из восьми окошек билеты продают в пяти.

   
   

- За пять минут до отправления кассир закрывает ведомость и говорит: «Покупайте у водителя». А когда ты бежишь на платформу, там тётка-кондуктор заявляет: «Ничего не знаю - идите в кассу», - рассказывают пассажиры. - Мы вынуждены выстаивать в нескольких очередях!

На улице объявления по громкой связи совершенно не слышны.

- Мы собрались ехать в Ижевск, это 18 часов в пути, - рассказывает семейство Измайловых. - Чтобы забить автобус, пассажиров собирали по всем трём вокзалам. Челябинцы! Вы уже определитесь, сколько вокзалов в вашем городе. И хватит издеваться над людьми!

- Я купила билет 22 июля на «Южном» автовокзале на воскресенье, - рассказала нам жительница с. Бреды, читательница «АиФ» Ирина Миренкова, позвонившая в редакцию. - Приехала на вокзал за 20 минут, а там всё закрыто. Пришлось ловить «бомбилу» и за 250 рублей нестись к «Юности». Приезжаю, а в автобусе на каждое место - по три проданных билета! Кто-то купил здесь, кто-то на областной, кто-то, как я, на «Южном». У меня нет слов, это какой-то сумасшедший дом!

Нервы сдают не только у пассажиров, но и у водителей:

- Мы раньше с поста ГАИ без светофоров доезжали по Меридиану к железнодорожному вокзалу. Сейчас, особенно в час пик, мы теряем от 20 до 40 минут, чтобы продраться через пробки в центре, - объясняют водители троицкого направления. - А это расходы на горючее, лишнее время в пути.

Куда едем?

Если опустить мотив «разборок», то во всей этой истории в первую очередь озадачивает головокружительная спешка, с которой власть взялась за перетасовку вокзалов. Из здания на ул. Кыштымской «Северный» буквально эвакуировали в неподготовленное помещение на «Юности». Он начал работу не только без пункта общественного питания, камер хранения и киоска печати, но и не имея элементарных удобств - кондиционера, кулера с водой, сидячих мест и навесов на улице. О локальной гуманитарной катастрофе, в которую вылилось это «маленькое недоразумение», никому рассказывать не надо.

К чему была вся эта спешка, где крайними остались простые люди, так толком никто и не объяснил. Слова чиновников о том, что на прежнем месте «Северный» не отвечал санитарным нормам, не считаются - у церкви вокзал поставили не вчера. До того как 450 автобусов с южного направления хлынули через центр Челябинска к «Юности», более-менее внятной мотивировкой казалась разгрузка городских улиц.

По задумке чиновников, манипуляция с вокзалами позволила бы оптимизировать транспортные потоки. Напомним, власти заявили о сокращении транспортной сети Челябинска, уничтожении всех дублирующих маршрутов, которое запланировано на осень этого года («АиФ-Челябинск» неоднократно писал об этом):

«Маршрутки стоят на пр. Ленина в десять рядов, - горячились чиновники. - Им тут не место, надо разгрузить центр!» Но теперь вместо десяти газелей в центре толкутся десять огромных автобусов.

Неужели власти убили выстроенную логистику «Южного» автовокзала и пропустили через «Юность», как через чистилище, несколько тысяч человек только для того, чтобы бизнес, отданный в частные руки, перешёл к другому владельцу? Или нас ждет возвращение «Южного» на более удобных для мэрии началах?

P. S. Интервью нового начальника городского управления транспорта Камила Маматказина, которое он дал «АиФ-Челябинск» до того, как случился вокзальный коллапс, читайте здесь.

А в это время…

О том, что с железнодорожного вокзала ходят бесплатные маршрутки, гости города не знают. Как не знают и того, как им теперь доехать от «Юности» к ж/д или добраться до аэропорта.

У закрытого «Южного» появились стада перевозчиков-нелегалов (не обычных «бомбил» на легковушках, а с микроавтобусами: фольксвагены, форды, газели), которые «перехватывают» людей с поездов. Так как у этих частников «пиратский флаг», то пассажиру, случись ДТП, даже предъявить претензию будет некому. Страховки-то нет! Но народ соглашается ехать с ними, не желая принимать навязанные властью новые правила игры.

Перевозчики ещё помнят, как муниципальный автовокзал у «Синегорья» в 2005 году вдруг ушёл в частные руки В. Руськина. Поэтому, став заложниками передела рынка, некоторые из них предпочли в этот раз схорониться или дождаться ясности. Так, троичане заявили, что не выйдут в рейс: «Устаканится - поедем!»

Водители рассказали нам, что работать с частником Руськиным им было выгоднее: от продажи билета он брал меньше, чем «Северный».

Конечно, все эти объяснения о том, что на привокзальной площади «негде разворачиваться муниципальному городскому транспорту», лишь отговорки. Вероятно, власти просто понимали, что Руськин, с его 450 рейсами в сутки, с его близостью к хлебному месту - железнодорожному вокзалу - всегда будет в выигрыше. И конкурировать с ним на равных, имея на руках только «Юность», - дохлое дело. Поэтому-то разворотное кольцо у «Синегорья» и запрудили троллейбусами. Видимо, их поставили в качестве баррикад, в рейс они не выходят, хотя изначально это место власти отвоёвывали под ночёвку муниципального транспорта.

Горожане назвали закрытие «Южного» автовокзала «рейдерским захватом». Взять комментарий у пострадавшей стороны, Владимира Руськина, нам не удалось - бизнесмен не отвечает на звонки. Начальник управления транспорта администрации Челябинска Камил Маматказин в телефонном разговоре пояснил, что блокирование работы «Южного» инициировала не мэрия, а надзорные органы, выявившие в его работе серьёзные нарушения. Однако начальник областного управления Государственного автодорожного надзора Владимир Катайцев этого не подтвердил. По его словам, плановая проверка деятельности автовокзала имела место, руководство получило предписание об устранении недостатков, но с приостановкой работы предприятия они никак не связаны.

Смотрите также: