- В районном центре совершенно некуда пойти отдохнуть, особенно, с детьми, - говорит Маша. - Люди ездят в Челябинск, чтобы сходить в кино, посидеть в семейном кафе. Тратят время и деньги на дорогу. В здании бывшего аргаяшского кинотеатра давно оборудовали рынок. Из общепита у нас - одни бары.
Через стенку - танцы
Работая над бизнес-планом, Мария узнала, что основная статья расходов в кинобизнесе – это приобретение лицензии на ленты. Фильмы, которые долго в прокате, стоят 8-12 тысяч за 2 недели показа. Примерно за эти же деньги продают право «крутить» фильм в течение полугода и даже года.
С воплощением бизнес-плана в реальность Маше помог муж. Оборудование для кинозала и лицензии обошлись семье в 250 тысяч рублей. Это мобильный экран, размерами 2,5х3,5 метра, каркас к нему, а также мощная акустика и проктор высокой четкости. Натяжной экран можно устанавливать в любом помещении, главное соблюдать условие – между проектором и «простыней» должно быть не меньше 8 метров.
Оборудование было на руках, оставалось найти подходящее помещение. По задумке, в мини-зале на 20-30 зрителей должны были стоять комфортные диваны. Единственным зданием, которое хоть как-то соответствовало всем требованиям – по звуку, пожарной безопасности, месторасположению, оказался сельский Дом культуры.
- В ДК нас пустили бесплатно, - продолжает Маша. – Но идея с треском провалилась. Люди в кино не пошли по двум причинам. Во-первых, хотели посмотреть последние киношные новинки, которых у нас не было. Во-вторых, в здании, где через стенку репетирует детский танцевальный ансамбль, а в актовом зале проходят мероприятия для пенсионеров, многим оказалось некомфортно.
Предпринимателям пришлось свернуть свой кинобизнес и думать, что делать дальше. Для начала они выяснили, как получать интересные зрителю фильмы. Лицензия на так называемый «первый экран» - премьерную ленту, стоит 400-600 тысяч рублей за пару недель проката. С третьей недели показа цена падает в несколько раз, и фильм оценивают уже в 30-40 тысяч рублей. Если «первый экран» - ниша мультиплексов, то во «втором» выгодно работать именно малым кинотеатрам. Трехнедельных фильмов ещё нет в интернете, а лицензия недорогая.
Однако жители Аргаяша, судя по Машиным опросам, готовы платить за сеанс не больше 50-100 рублей. Выходит, оборот, полученный в кинотеатре за 2 недели, даже в этих условиях не перекроет стоимость лицензии.
В чём выгода?
Тем не менее, кинобизнес в малых залах может быть выгодным. С одним условием - запускать нужно сразу сеть небольших кинотеатров. Тогда, прибыль, собранная с продаж билетов в нескольких залах, окупит затраты.
Это, по словам Марии, самое вероятное направление развития её кинобизнеса. Недавно супруги договорились о сотрудничестве с областным кинофондом. По соглашению, организация приобретает лицензию на картину, за что получает от сельских прокатчиков половину прибыли. Более того, кинофонд Челябинской области готовит программу восстановления заброшенных советских кинотеатров. Как говорят в кинофонде, из 42 деревенских кинозалов вдохнуть жизнь реально как минимум в 16.
- Все эти несуществующие залы – это, образно выражаясь, упущенная выгода производителей фильмов и дистрибьюторов, - рассуждает Маша. – В Челябинской области живет 3,5 миллиона человек, из них миллион – в областном центре. Остальные 2,5 миллиона – те, кто может заполнять районные кинозалы. Все просто!
Несмотря на неудавшийся первый опыт кинобизнеса, сдаваться Маша не собирается. Первое, что планируют супруги, - своими силами построить здание кинотеатра на 40-50 кресел. Это, по их расчетам, выльется примерно в полмиллиона рублей. Если бизнес начнет приносить доход, то можно пристраивать еще второй и небольшие третий залы.
- Так мы сможем совмещать оборудование разной стоимости, - объясняет Маша. – Использовать в качестве носителя информации в одном зале недорогую пленку, в другом – «блю-рей», дающий видео более высокой четкости, в третьем – вообще, цифровой сервер.
Последний - весьма затратное приобретение, самый простой из цифровых серверов стоит около полумиллиона рублей. Плюс его в том, что сервер позволяет в режиме реального времени отслеживать, какие фильмы идут в разных кинотеатрах.
Сегодня все известные кинотеатры переходят на работу с цифровыми серверами. Главное, чтобы эти же мультиплексы не опередили предпринимателей и не заняли их сельскую нишу.
Цифры
500 тысяч человек в населенном пункте и 2 кинотеатра - только на этих условиях соглашаются работать с владельцами залов дистрибьюторы в сфере кино.
В Аргаяше живет около 10 тысяч человек.
Смотрите также:
- Из грузчика в бизнесмены. Челябинец о том, что мешает малому бизнесу →
- Мститель: «Я продолжу патрулировать Челябинск» →
- Матерям-сиделкам дали работу. →