Отец Маркус: «Я неисправимый либерал»

25 декабря католики всего мира в очередной раз отметят праздник  Рождества. Накануне праздника  гостем нашей редакции стал  настоятель прихода Непорочного Зачатия Девы Марии католической церкви г. Челябинска отец Маркус Новотни.

   
   

– Это Ваше первое Рождество в должности настоятеля челябинского храма?

– Да, в этом качестве в Челябинске я встречу Рождество впервые. А вообще в Челябинске я бывал и раньше. Я служил при челябинском храме викарием с 2004 по 2006 годы.

– А как так случилось, что решили посвятить свою жизнь служению Богу?

– Я вырос в верующей семье. По воскресеньям мы все ходили в церковь. У меня были хорошие отношения с разными священнослужителями. Однажды разговорился с местным священником о своей проблеме службы в армии, и он посоветовал мне такой вид альтернативной службы. Чаше всего эту службу молодые люди в Германии проходят в больницах и домах престарелых. Но была  возможность альтернативной службы за границей в качестве волонтера благотворительной организации или службы при церкви. Так я оказался в Саратовской области в городе Маркс. Там жили немцы, которые вернулись из Казахстана и Сибири. Приход в Марксе был с 1987 года.

Со временем возник вопрос, о том, что будет после службы. Тогда-то я впервые и задумался о «карьере» священнослужителя.

- Не могу не спросить, почему вы выбрали именно Россию?

   
   

– Я вырос в коммунистическом блоке. В школе у нас были занятия по русскому языку. И я всегда хотел посмотреть на людей, которые разговаривают на на нём. Я много разного слышал о России, и мне хотелось составить свое мнение об этой стране. Кроме того, я был молод и мне желал адреналина и приключений. А 3 000 км от родного дома были для меня сущей чепухой. Кроме того, железный занавес пал, и все рванули на Запад. Из духа противоречия я поехал 19-летним юношей в российскую глушь.

– Расскажите о первых впечатления от страны?

– В католической  церкви в России я служил завхозом. Приходилось чистить снег и топить печь дровами. По долгу службы я много колесил на машине. Нужно сказать, что права я предусмотрительно  получил до выезда из Германии. Ездил по делам прихода, привозил продукты, гуманитарную помощь и прочее. И хорошо помню то время, когда одной из основных моих обязанностей была заправка машины. Приходилось по несколько раз занимать очередь на заправке. Давали только по 20 литров на человека, и  мы выстаивали по 2-3 раза, если планировалась долгая дорога в приходы других городов. На трассах найти бензин было практически нереально. Вот такая была российская действительность. Это немного отличалось от тех рассказов, которые я слышал раньше.

– Да уж, дефицит тогда был в моде!

– Кстати, о дефиците! Еще из тех лет я запомнил, что к нам в приход приходило много гуманитарной помощи. Однажды был случай: нам привезли какао в бумажных мешках, в которых сейчас цемент продают. Мы долго расфасовывали его по привычным пакетам, чтобы раздать нуждающимся, и все сидели тогда шоколадные от этой пыли. Но были счастливы от того, что делаем доброе дело.

– Знаю, что и при челябинском храме действует благотворительная организация.

– Действительно, это международное благотворительное движение «Caritas», что значит «милосердная любовь». Наши волонтеры работают  в тюрьмах с женщинами. Есть детский клуб и помощь инвалидам.

– Вы довольно хорошо говорите по-русски, хотя акцент выдает в вас иностранца. Меж тем, в храме звучит только русская речь. Как удалось овладеть языком?

– Язык я учил, прямо скажем, на ходу. Однажды в Марксе мы строили гараж, ко мне подошел пожилой немец и говорит: «Дай ведро!» Я представления не имею, что он хочет. А он хоть и немец, но не знает как это будет по-немецки. И он раз 20 повторил это слово. Потом нашелся человек, который объяснил что значит «ведро», но это слово я уже не забуду. Так медленно, но верно я учил русский язык. Потом я помню, как со словарем сидел и переводил песню, которую пели в нашем храме. Сейчас действительно служба в челябинском  храме проходит исключительно на русском языке. Но языковых курсов я не заканчивал. Потому и грамматика хромает, и русскую литературу я узнаю в аудио-книгах.

–  К слову о литературе. Католическая церковь славится своей чёткой общественной позицией. Были случаи, когда католики выступали против стволовых клеток, против книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и даже против мультфильмов Уолта Диснея. Вы также категоричны в суждениях?

– Нужно понимать, что это были всего лишь суждения отдельных людей. Никаких вето на книги и мультфильмы никогда не накладывал папа Римский. Что же касается меня, то я неисправимый либерал. Я смотрел оба  фильма по книгам Дэна Брауна. Мне они понравились. Хотя там есть исторические неточности. Но это ведь голливудский, а не документальный фильм. Не так давно с молодежью из нашего прихода мы вместе ходили на фильм про Гарри Поттера. Я тоже остался доволен. А позже узнал, что в других приходах этот фильм запретили смотреть прихожанам, и даже прокляли. Я не понимаю, почему из-за пары сцен нужно проклинать весь фильм. Может быть, я излишне либерален. Считаю, что человек должен совершать поступки по совести и по вере

– Чем же вы тогда воспитываете свою паству? Какие книги можете посоветовать прихожанам?

– «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» — классика на все времена. Это первая книга из трилогии о пятилетней девочке Анне, которую в середине 30-х годов XX века молодой человек Финн встретил на одной из улиц Лондона. Анна оказалась страшно любознательным, непосредственным и уникальным существом, по уши влюбленным в жизнь и увлеченным поиском ответов на любые вопросы, касающиеся устройства мира и его содержимого. О том, что жизнь — это эксперимент, который нужно прожить, не как все, Анна знала не понаслышке.

С неподдающейся объяснению уверенностью она, похоже, понимала и смысл бытия, и суть эмоций, и красоту любви. Эта очень трогательная, но отнюдь не сентиментальная вещь. Написана очень живо,  легко и непринужденно. Эту книгу прочтут в буквальном смысле слова и стар и млад. И верующие и, не верящие. Это чистый и ясный опыт, пробуждающий желание жить и мыслить самостоятельно, обретая все самое главное, включая Бога, в самом себе.

– Вы приехали в Россию «солдатом», а потом вспомнили о ней священником?

 

– Нет, что вы. Я можно сказать влюбился в эту страну с первого взгляда. После возвращения из России я поступил в семинарию. Мне было ужасно сложно. Нужно было читать книги на латинском и греческих языках, а в голове вертелись русские слова. И я никак не мог забыть время, проведенное здесь. Во время учебы в семинарии я бывал в России по 2-4 раза в год. А закончив, конечно же попросил разрешения служить в католической церкви в России.

– Как складываются ваши отношения с православными священниками и представителями других конфессий?

– Не могу похвастаться множеством связей и друзей. В Челябинске я всего три месяца. Но и здесь много хороших людей. 6 декабря был праздник Николая чудотворца. В Долгодеревенском храме (недалеко от Челябинска) есть мощи этого святого. Посол Ватикана в Москве передал им в свое время эти мощи. Они нам дали их на праздник. И мы очень благодарны им за это. Кроме того, при храме у нас есть место для корейской и  протестантской общины.

– Многонациональностью отличаются и ваши прихожане.

– Действительно, в храме не редко можно встретить немцев, поляков, армян, украинцев, казахов.

– Знаю, что двери вашего храма открыты и для мусульман. Как такое может быть?

– В октябре  у нас начался курс веры. Это обязательное условие принятия в католическую общину. Курс длится больше года, заканчивается таинством крещения в день Пасхи 2012 года. Отдельные занятия открыты для всех желающих. На них можно встретить и мусульман, которые рады узнать больше о католической вере, и самих католиков, которые по разным причинам решили пополнить знания о своей религии.

 – Католическая община довольно молодая  в Челябинске. Наверняка, бывали случаи, когда крестили людей в православных церквях, а теперь они хотят примкнуть к католической пастве. Что происходит в таких случаях?

– Крещеный и верующий это разные вещи. Многих крестят во младенчестве. А пару лет назад на крещение была своего рода мода. Таким людям я обычно говорю, что  с крещением у них появился ангел-хранитель, но он вынужден постоянно плакать о них. Вера - это серьезно. Если православный решил стать католиком, то крестить второй раз его никто не будет. Но для окончательного принятия решения он должен прослушать курс веры.

– Наверняка, у католиков в Челябинске есть свои особенности празднования Рождества?

– К сожалению, проблема всех  религиозных праздников будь он католический или православный? одна.  Люди не знают традиций. Коммунисты работали неплохо. И теперь о том, как встречать этот праздник, многие узнают  из художественных фильмов.

– И что именно челябинцы не знают о Рождестве?

Рождество, помимо того, что это религиозный праздник – праздник семейных традиций. Есть такое время адвент. Это время серьезного приготовления к Рождеству. У православных похожее время называется Рождественским постом. Адвент начинается за 4 воскресенья до Рождества. В это время в церкви читаются особые молитвы и проходят богослужения. Дома в католических семьях и в храмах есть традиция вешать венок, на котором стоит 4 свечи. В первое воскресенье адвента загорается одна свеча, во второе две, до Рождества загорается 4 свечи. Это знак ожидания. И символ того, что большой Свет войдет в мир. При этих свечах семья может совершить совместную молитву.

Кроме того, мало кто помнит, что елка - это символ Рождества, а не Нового года. Зеленый цвет елки – цвет надежды. То, что елка вечно зеленая, говорит о неисчерпаемости людских надежд на лучшее в их жизни, о том, что жизнь не умирает. Но пока на елках находится красная звезда, говорить от традициях глупо. Я всегда уточняю, что когда  Вифлеемскую звезду рождения Христа на рождественских елках стали считать красноармейской, в России свершилась последняя победа коммунизма.

– Постов у католиков нет, но есть ли какие-то другие ограничения? Чего нельзя делать накануне Рождества?

– У нас есть рекомендация поста. Рекомендуется сознательно отказаться от чего-то в пище. Этим мы, верующие,  как бы присоединяемся к Жертве Христовой. Христос пожертвовал собой, и я подобно ему, в дни адвента жертвую пищей. Знаю, что молодые люди во время адвента часто отказываются от сладостей, чтобы в Рождество они были им еще вкусней. Если вы сможете объяснить своему ребенку, почему на 3 недели он должен отказаться от сладкого, значит вы на хорошей дороге сознательной подготовки к Рождеству. Кроме того, по пятницам в течение всего года католикам нельзя есть мясо.

– Что ждет людей в ночь Рождества в вашем храме?

– У нас тоже будет ёлка. Кроме этого, церковь по традиции, украсит Рождественский вертеп, где будут находиться фигурки, которые напомнят нам библейские сказания о Рождестве: Дева Мария с Младенцем, праведный Иосиф,  пастухи овец, ангел. Подобная традиция есть и в челябинских семьях. Но самое важно в Рождество - это молитва Богу.

– Рождество - это тот праздник, который приходит в определённый час?

– Это польская традиция, когда Рождество начинается с появления первой звезды на небе в ночь с 24 по 25 декабря. Мне кажется, это интересная традиция, но в нашем храме Рождество начинается строго по времени. В этот вечер в церкви много приезжих, которые к утру хотят вернуться домой  и рассчитывают свое время в  зависимости от расписания транспорта. Поэтому вся программа праздника точно выверена. Уже есть договоренность со школами города, которые придут к нам на рождественское представление. Все вместе мы будем петь рождественские песни.

– Говорят, что в Рождественскую ночь происходят невероятные чудеса?

– Самая чудесная история эта та, что Бог стал человеком. Бог, если только в него верить, он всегда больше… Какие только слова и на каком только языке я бы ни говорил, Бог всегда больше, чем все это. Бога нельзя ограничить, Бог - это все! И он стал человеком! Разве же это не чудо?

– Не так давно католическую церковь Челябинска рассматривали в числе вариантов зданий, куда может переехать орган. Как вы относитесь к проблеме челябинского органа?

– Я был очень рад, когда я узнал что наш храм слишком маленький, чтобы принять у себя орган. Но в тоже время, как верующий человек, я рад, что освобождается церковь для богослужений. В Иркутске орган как раз стоит в католической церкви. Считаю, что в церкви главное - не музыкальный инструмент, а молитва и богослужение. Хорошо, что для органа будет свое здание.  У  нас же есть свой небольшой электронный орган.

– И в завершении, интересно узнать ваше мнение о Челябинске, как  человека, видевшего город со стороны.

– Я считаю себя челябинцем. А значит я видел этот город и со стороны, и изнутри. Это мегаполис со своими особенностями и проблемами. Да, по уровню дорог Челябинску далеко до Германии. Но смысл в другом. Жизнь станет лучше, если каждый будет относиться к своим обязанностям ответственно. Тогда рядом с нами не будет одиноких и обездоленных. Желаю, чтобы в Новом году таких людей рядом с нами стало чуточку меньше.

Расписание богослужений на Рождество Христово

Пятница, 24 декабря: 

19:00 - Богослужение и рождественская сценка для детей, в нижнем зале (цокольный этаж) 

20:30 - Рождественский концерт духовной музыки

22:00 - Святая Месса Рождества Христова 

Суббота, 25 декабря: 

12:00 - Святая Месса Рождества Христова 

В воскресенье, 26 декабря, в обычном порядке: 

10:00 - Святая Месса. Праздник Святого Семейства (Иисус, Мария, Иосиф).

11:30 -  Рождественский концерт духовной музыки

Какую помощь можно ждать от благотворительной организации «Каритас» в Челябинске:

Центр развития семьи «Мой малыш» оказывает помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам, одиноким матерям, малообеспеченным семьям. Также сотрудники Центра работают с беременными женщинами и молодыми мамами из женской исправительной колонии № 5.

В проекте Детский клуб «Радуга» ежедневно занимаются порядка 25 детей в возрасте от 6 до 16 лет из малообеспеченных и неблагополучных семей. Многие В клубе дети учатся самостоятельности, ответственности, верному поведению в конфликтных ситуациях, навыкам личной гигиены, а также кулинарному мастерству, шитью, работе на компьютере, активно занимаются спортом и реализуют свой творческий потенциал.

Сотрудники «Патронажной службы» консультируют и обучают родственников, медсестер, социальных работников и добровольцев уходу за больными на дому и использованию средств реабилитации, которые предоставляются в прокат.

Также действуют социальная столовая для малообеспеченных и служба помощи бездомным.

В настоящее время «Каритас в Челябинске» готовится к реализации еще одного проекта – «Материнская обитель», где будет предоставляться временное проживание матерям с детьми, оставшимся без жилья и средств к существованию.

Досье

Отец Маркус Новотни Родился в городе Бранденбург,  ГДР, в  1973 году в верующей семье.

По выбору родителей посещал католический детский сад, где и получил первые знания о католической церкви. В 1992 году впервые приехал в Россию. В свободное время любит играть на музыкальных инструментах.

Смотрите также: