Золотые «нулевые»: подводим итоги десятилетия

   
   

60-е - оттепель, 70-е - застой, 80-е - перестройка, 90-е - нестабильность, разруха, бандиты… Через полтора месяца финиширует 2010-й.

Что мы вспомним лет через 20, когда начнём ностальгировать по ним? Челябинск перешёл на семизначные телефонные номера, обзавёлся своей пешеходной улицей, построил в своём Париже свою Эйфелеву башню, в списки «Форбс» попали первые челябинские миллионеры, исчезли телефоны-автоматы, каждая семья купила машину…

Журналисты газеты «Аргументы и факты» начинают подводить итоги десятилетия.

Что случилось с Челябинском и областью за десять лет? Чего было больше - приятного или противного, плохого или хорошего? Это было время жирное и сытое или время кризисов и катаклизмов?

Имидж опорного края державы мы утратили. Да, это на нашем танке страна въехала в Рейхстаг. Да, «Труба тебе, Аденауэр!» было написано на трубе нашего ЧТПЗ и адресовано канцлеру ФРГ (изначально там было что-то матерное): он запретил ввозить в СССР трубы большого диаметра, а челябинские суровые трубопрокатчики открыли новое производство и спасли всю страну.

Да, это наш Карабаш - самая чёрная точка Земли. Да, это мы в 90-е, когда рассекретили аварию на «Маяке», снискали славу ядерной помойки. И кажется, нам уже никогда не отмыться от того, что приросло к нам именно в «нулевые», когда народ подсел на «Нашу Рашу» - «край суровых мужчин и красных труселей».

Несмотря на всю эту сложносочинённую историю, наши политики всё чаще называют регион демоническим и ставят задачу создать ему новый имидж - экологически благополучного, привлекательного для инвесторов.

Между тем это к нам едут жители Свердловской области летом, подтверждая славу наших курортных озёр. И именно в Челябинской области покупают воду - разве это возможно в якобы неблагополучной с экологической точки зрения области?

   
   

И это у нас находится известный всему мир Аркаим, дискуссия о котором не так давно разгорелась на Первом канале. Причём очень заметна была обида со стороны ряда учёных из других регионов, обиженных, что об их древних памятниках знают куда меньше. И мало какая область может похвастаться тем, что принимала пять президентов, как это происходило, когда под Чебаркулём проходили учения стран ШОС.

Вспомните, Челябинск начал стремительно превращаться в большой город в начале XX века. Сейчас начало следующего века - вероятно, впереди новый прорыв!

 Вымираем, но меньше!

Павел ДЕГТЯРЁВ, кандидат географических наук, преподаватель экономического факультета  ЧелГУ, доцент:

- Несмотря на то, что, как и раньше, смертность превышает рождаемость, процесс депопуляции территории замедлился.

Всё это благодаря материнскому капиталу. По-прежнему в области есть районы с хронической застойной безработицей: это Нязепетровский, Октябрьский, Нагайбакский районы, Катав-Ивановск. Есть бренды,

которые знают в мире:  ММК, «Маяк» и «Макфа». Однако есть и те, которые мы потеряли, например, весь мир помнил холодильники «Юрюзань» и «Полюс» (делали в Златоусте).

Эти предприятия закрылись. Да, в 90-е годы разобрали и вывезли на металлолом целые заводы. Сказать, что в «нулевые» не построили ни одного нового, не могу: в Аргаяшском районе запустили «Рексан» по выпуску алюминиевой банки, в Агаповском, в п. Сабутан, - завод по производству мраморных смесей, в Коркино - по производству гофротары. Мало, но такие положительные примеры есть.

«Нулевые» - тоже уже история

Владимир БОЖЕ, историк:

- Я бы не сказал, что это были хорошие времена. Но были и прошли, «нулевые» -

это уже тоже история. Конечно, жизнь значительно улучшилась: кабельное телевидение с 70 каналами, компьютеры размером с ладонь стали многим доступны. Но кое-что мы утратили. Дикий капитализм только расцветает. По многим признакам мы возвращаемся в XIX век, а то и в XVIII.

В качестве наследия «нулевых» я бы взял в музей две энциклопедии, которые вышли как раз в это время - одна посвящена Челябинску, а другая Челябинской области. Подобных трудов прежде не было, да и не будет в ближайшее время, я думаю.

Люди, которые их составляли, трудились большей частью на одном энтузиазме - многих уже нет в живых. И само такое отношение уходит в прошлое. К нам приезжал гость из Москвы, знакомился с энциклопедиями и качал головой: «Только у вас такое можно сделать, в столице люди за идею уже давно не работают».

Без ценностей

Андрей БАБИН, психотерапевт:

- Молодым, которым нет ещё двадцати, здорово жилось. Они запросто освоили психологию «купи-продай». Людям от 20 до 30 - сложнее, им пришлось себя искать. Их учителя говорили: «Прибыль - превыше всего! Но честь - ещё дороже!». И вот эти ученики устраиваются на работу, а от них требуют быть успешными любой ценой! Идти по трупам.

«Будут деньги - будет положение», -  с такой мыслью вступило в «нулевые» поколение 30-40-летних.

Но и у них, закалённых этой теорией успеха, появились трещинки в характере. Они поняли, что не всё продаётся. Счастье, поняли они, - это не только внешний успех, а «погода в доме», порядок в семье. У них произошла переоценка ценностей.

Поколение от 40 до 50 я бы назвал «потерянным». Они не смогли найти себе место в новом мире. Совесть им не позволяла жить так, как все. От прошлого они вроде как отошли, а будущее не приняли. Люди от 50 до 60 рассуждали так же, как в фильме «Белое солнце пустыни»: «Хороший дом, хорошая жена - что ещё нужно, чтобы встретить старость?».

Ценности рождаются очень медленно, а в наше время их вообще нет. Девальвация принципов привела к расслоению людей. А это уже чревато социальным бунтом.

 Приглашаем к обсуждению всех читателей «АиФ». Давайте обобщать вместе.  Мы ждём ваших комментариев о «нулевых».

Смотрите также: