Он - доктор, профессор, физик Александр Брызгалов.
Под грифом «секретно»
Карьера физика Брызгалова, как и вся жизнь в Советском Союзе, строилась по принципу: лучше, выше, быстрее. В 21 год Александр Брызгалов закончил педагогический вуз, в 22 стал директором школы. Спустя три года молодой педагог решил продолжить учёбу в аспирантуре.- В 1964 году, будучи аспирантом, я попал на завод «Кристалл» в Южноуральске, - вспоминает Александр Николаевич. - Тогда завод начинал выпускать кристаллы искусственного кварца - стратегическое сырьё. Ракетная техника требовала новых разработок.
Вместе со мной туда пришли ещё 4 человека со своими секретными разработками. И, как выяснилось позже, очень полезными для производства.
Научная работа Брызгалова была посвящена методу гидротермального травления. Советскому физику удалось не только вырастить искусственные минералы (этим начинал заниматься ещё Ломоносов), но что гораздо важнее - заглянуть внутрь. Рентген мог просветить кварцевую пластину толщиной лишь в десятые доли миллиметра, а разработка Брызгалова позволила узнать всю биографию кристалла: как рос, чем «болел», нет ли внутренних дефектов.
- Основой для «доморощенных» глыб стала шихта, содержащая природный кварц, - объясняет профессор. - Плас-
тина шихты помещалась в автоклав. При температуре 350 градусов и давлении в 700 атмосфер шихта растворяется. Внизу кипит шихта, а сверху лежат искусственные кристаллы, покрытые раствором соды и воды. Температура внизу выше на 10-20 градусов, чем вверху. Поэтому поток идёт снизу вверх. Вверху он становится перенасыщенным и выделяет избыток вещества, который он нёс. Это вещество попадает на поверхность кристалла, и он сам начинает строить себя.
Не физика, а просто волшебство! Для того чтобы кристаллы росли без изъянов, а завод не испытывал дефицита в энергии, за несколько лет до пуска завода в Южноуральске построили ГРЭС. К слову сказать, «Кристалл» работает и по сей день. Правда, завод давно отдан в частные руки, а большую часть продукции импортирует.
В 1967 году Брызгалов вернулся работать в пединститут. Перед вузом стояла новая задача: организовать в альма матер свой мини-«Кристалл». Для оснащения учебной лаборатории завод выделил оборудование на несколько миллионов рублей: рентгеновские и оптические аппараты, лабораторный автоклав.
Этот автоклав выращивает кристаллы в университете и сегодня. Правда, сейчас сугубо для учебных целей. А несколько десятилетий назад институт активно сотрудничал с секретными заводами Москвы и Ленинграда. Лаборатория занималась независимой экспертизой кристаллов, произведённых на заводах. Кто бы мог подумать, что в центре Челябинска, в стенах учительского вуза занимаются секретными разработками?
Изобретение - в стол
Деятельность лаборатории приносила институту немалый доход. Мало кто знает, что именно на деньги от работы лаборатории институту удалось построить собственную обсерваторию и оснастить её по последнему слову техники.
Гражданским изобретением Брызгалова стал рубиновый скальпель. На Кусинский завод точных технических камней поступил заказ на изготовление скальпеля из рубина от врачей уфимского глазного центра. Лишь «прочитав» все слои, Брызгалову удалось изготовить инструмент. Такой скальпель с лёгкостью режет даже кости и никогда не затупится. На нём не бывает зазубрин. И швы после таких разрезов заживают быстрее.
Но грянула перестройка, и крошечные рубиновые скальпели для глазных операций стали никому не нужны. Кусинский завод точных камней канул в Лету, а вместе с ним и уфимский заказ. Многолетние труды челябинский физик сложил в стол...
Меж тем кристаллы стали править миром. Сегодня искусственные кристаллы есть везде: в часах, детских говорящих игрушках и в атомных реакторах. Недавно кристалл стал даже причиной большого скандала. В презентации нового мобильного телефона сотовая компания заявила о том, что в джойстик помещён настоящий сапфир. Однако экспертиза доказала, что камень выращен искусственно.
У Александра Брызгалова нет сотового телефона. На работу в центр Челябинска из своей деревни он каждый день добирается на автобусе. Бодрости духа и тела Брызгалов не теряет. Кажется, за много лет работы с камнями он перенял их твёрдость. 27 октября Александр Николаевич отметит свой 80-летний юбилей.
Смотрите также:
- Константин Северинов: «Жизнь учёного здесь не для слабонервного человека» →
- Как постричь комара. Физик Сергей Таскаев - о настоящих нанотехнологиях →
- Надо верить в себя и людей, идущих за тобой →