Реформа ЖКХ «застряла» в Трехгорном

   
   

Собственникам пора понять, что сегодня недостаточно просто проголосовать за ту или иную управляющую компанию - нужно учиться сотрудничать с ней, принимая участие в управлении многоквартирным домом. Опыт других городов показывает, что Трёхгорному есть чему поучиться.

Несколько лет назад, будучи в Магнитогорске, я навестила свою добрую давнюю знакомую. Живёт она в обыкновенной пятиэтажке хрущёвских времён. Помню, иду и на каждом шагу удивляюсь: цветы во дворе, цветы в подъезде, скамейки все целые, свежей краской блестят, кругом чистота и порядок. И дом сам, разменявший шестой десяток, стоит себе, как игрушечка, диссонируя со всеми окружающими зданиями.

- И как это вам удаётся? - любопытствую у подруги.

- Так мы же управляющую компанию выбрали. Они хоть и частники, а порядок быстро у нас навели. Да и сами мы в стороне не стоим, выбрали главного по дому. Иваныч наш - мужик дотошный, настоящий хозяин, он как посредник между нами. Частники эти перед ним за каждую копеечку отчитываются, а он всё нам передаёт.

И подруга со знанием дела начинает рассказывать, как живёт их дом в новых условиях, как решает проблемы и учится экономить деньги.

- Да ты просто дока в коммунальных делах, - удивляюсь я.

   
   

- Что ты, - машет рукой подруга. - Я тут самая неграмотная в подъезде по всякой хозяйственной части. Надо мной все бабушки смеются. Просто у нас собрание на днях прошло, Иваныч все разъяснил. У нас на собрания, знаешь, как народ ходит? Целыми семьями. А как по-другому, мы же теперь собственники.

Собственник - значит владелец

К чему вспомнилась вдруг эта история? Тогда всё было в диковинку - какие-то новые термины, новые формы и методы управления нашими домами. Теперь, когда с начала реформы ЖКХ прошло несколько лет, и уже само это словосочетание набило оскомину, многое стало понятнее, привычнее. Коммерческими компаниями уже никого не удивить: на сегодня практически все дома Трёхгорного отданы в управление именно им - такого подхода требует меняющееся законодательство. Но вот психология большинства из нас остаётся прежней, дореформенной. Мы никак не можем понять, что суть всех этих изменений не в механическом переходе от государственной формы управления к частной, а в выработке новой системы взаимодействия между собственниками и управляющей компанией.

Пока же активность жильцов-собственников остаётся пугающе низкой, и таких домов, как тот, что приведён выше в качестве примера, всё ещё очень  мало. Но меняться придётся - это в наших же с вами интересах. Свой «Иваныч», то есть, человек инициативный, скрупулёзный и желательно хоть сколько-нибудь разбирающийся в коммунальных вопросах, как воздух, нужен в каждом многоквартирном доме. А лучше, если таких людей будет несколько - вместе они образуют инициативную группу. Такую группу нужно выбрать на общем собрании собственников - важно, чтобы это были люди уважаемые, чтобы им доверяли все жильцы. Для чего же она нужна? Давайте разберёмся.

Три повода, чтобы задуматься

Есть, по крайней мере, три функции, которые должны быть возложены именно на инициативную группу. Первую условно назовём контролирующей. Кто из собственников сегодня может похвастать тем, что имеет представление, на какие цели уходят деньги, которые он платит за жилищно-коммунальные услуги?

- Наша работа совершенно прозрачна, - рассказывает директор ООО «Управляющая компания «ЖЭК» В. Томилова. - Мы готовы по запросу собственников предоставить любую интересующую их информацию. Но кому её предоставлять? Не можем же мы стучать в каждую квартиру и отчитываться в том, что сделано - это и нереально, и неразумно. Благодаря инициативной группе информацией будет владеть каждый собственник.

Вторую функцию, опять же совершенно условно, можно назвать просветительской. Разъяснять суть нововведений, появляющихся в жилищном законодательстве, рассказывать о правах и обязанностях собственников, преодолевать негативное отношение к управляющим компаниям, до сих пор сохранившееся у некоторой части жильцов - всё это для общего блага могут делать представители инициативной группы.

- Не получая такой помощи, мы вынуждены проводить длительную и не всегда эффективную разъяснительную работу, вместо того чтобы заниматься непосредственно жилищным фондом, - сетует В. Томилова.

Наконец, третья функция должна заключаться в выражении наказов, рекомендаций и пожеланий в адрес коммерческой компании. Управлять их работой - прерогатива жильцов, и никто, кроме них, делать этого не будет. Наиболее удобная форма такой работы - всё те же инициативные группы.

А Юрюзань-то пошустрее оказалась

Такие группы в Трёхгорном уже есть, но их так мало, что хочется назвать каждую - может статься, они послужат для остальных и примером, и источником ценного опыта. Такая работа хорошо отлажена в домах по улицам: Жукова, 2; Потапова, 3, 5; Калинина, 14; Володина, 12. Руководители управляющих компаний говорят, что работа с такими домами идёт у них гораздо эффективнее и оперативнее, чем с домами, не выстроившими сотрудничество.

В целом же, как ни печально это признавать, Трёхгорный - город инертный, и на любые изменения мы идём неохотно. Вспомните, как сложно отказывались мы от услуг муниципального учреждения «Служба заказчика», как недоверчиво отнеслись к появлению управляющих компаний. А вот соседи наши не дремали: в Юрюзани, Катав-Ивановске, Сатке и многих других городах округи коммерческие управляющие компании были организованы сразу же, как это стало возможным. А собственники пошли под их крыло без излишних предубеждений, сумели построить с ними партнёрские отношения.  Жизнь показала, что наши соседи поступили более разумно. Во-первых, этого пути всё равно никому не избежать, а во-вторых, те, кто оказался пошустрее, получили пропуск в областные и федеральные программы поддержки. И если мы не хотим зайти в тупик, нужно принимать срочные меры.

Смотрите также: