Мёртвые города. Под расселение могут попасть 12 населённых пунктов

фото Александра Фирсова / АиФ

Под ликвидацию могут попасть территории, где градообразующее предприятие много лет находится в упадке, а уровень безработицы выше среднего по стране. Вопрос в том, пойдут ли на это переселенцы? Перед глазами пример Златоуста, где, несмотря на безработицу, более тысячи уволенных сотрудников металлургического завода не собираются уезжать из города.

   
   

О закрытии и расселении моногородов в России говорили давно, и цель понятна. Огромные промышленные предприятия, некогда породившие целые города, сейчас нерентабельны, их продукция не востребована. И городу только и остаётся, что погибать вместе с предприятием. Или нет?

Кто из нас?

Сейчас в России 342 населённых пункта имеют статус моногорода, 12 из них находятся в Челябинской области. Их экономика тесно связана с единственным градообразующим предприятием (в некоторых случаях с несколькими предприятиями одной отрасли), где работает около четверти трудоспособного населения города. Пока власти не заговорили о расселении, статус монопрофильного муниципального образования давал неоспоримые преимущества в виде федеральных субсидий, дотаций, кредитов на развитие инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, а также на реализацию социальных программ.

В 2013 году южноуральские моногорода Сатка и Карабаш получили на развитие 500 млн и 100 млн рублей соответственно.

- Мы показали, как планируем подниматься, - вспоминает свой первый приезд в Москву Ирина АКБАШЕВА, замглавы Саткинского района по экономике и стратегическому развитию. - Объяснили, что проект предполагает три раздела: модернизация существующего производства группы «Магнезит», модернизация системы ЖКХ и развитие малого и среднего бизнеса (то есть развитие туризма, логистики и малой энергетики). Такой комплексный подход позволил убедить московских чиновников.

Список моногородов Южного Урала продолжают Аша, Бакал, Верхний Уфалей, Усть-Катав, Трёхгорный, Снежинск, Озёрск, Магнитогорск, Миасс, Нязепетровск. Что вовсе не означает их закрытия.
К слову, пересматривается и сам список моногородов. Прежний был составлен ещё в 2010 году по заявлениям губернаторов, сейчас же монотерритории должны соответствовать более чётким критериям. Из списка исключаются столицы субъектов РФ, небольшие населённые пункты численностью до 3 тыс. человек и города нефтегазовой отрасли. Учитывается доля местных жителей, занятых на градообразующем предприятии. В новый список на данный момент вошли более 280 населённых пунктов, окончательное количество правительство утвердит к весне.

   
   

Верить на слово

Ликвидация моногородов - это крайняя и очень затратная мера. По сообщениям Минэкономразвития, такой финал может ожидать населённые пункты, где градообразующее предприятие закрылось и других возможностей возродить экономику просто нет. Первыми претендентами на закрытие названы города Сибири и Дальнего Востока. Большинство предприятий этих регионов работали на добыче полезных ископаемых и исчерпали ресурсы. Заводы ожидает банкротство, а жителей - расселение.

Правительство обещает помочь, «устанавливаются достаточно серьёзные меры поддержки для переселенцев, - говорит министр труда и социальной защиты РФ Максим ТОПИЛИН. - Мы планируем выделять 400 тыс. рублей на человека, чтобы он мог обустроиться на новом месте». Схема универсальна: собственник может не продавать жильё на прежнем месте два года, расходы на аренду новой квартиры в первые два-три месяца компенсирует работодатель, после чего можно оформить ипотеку. Если старое жильё не удастся продать, государство готово его выкупить по цене квадратного метра, установленной для данной территории Минрегионом (читай - меньше рыночной).

Но даже эти условия не привлекают людей, они не готовы верить чиновникам.

- Нам предложили работу в Сосновке вахтовым методом на 15 суток, - рассказывает Марина ВОРОБЬЁВА, председатель общественного движения уволенных металлургов Златоуста «За права рабочих». - Обещали 1,5 тыс. рублей «подъёмных» и бесплатные обеды. Когда люди получили расчёт, оказалось, из зарплаты вычли и подъёмные, и обеденные. Деньги и так были небольшие, а работали по 16 часов в день. Многие сказали, что больше не поедут. Сама идея переселения не продумана. На каких условиях будут переселять, кто в новом городе полезет в ипотеку, а главное - куда ехать? Челябинск не резиновый, как и Питер, и Москва и т. д. Стоимость жилья в моногороде в 1,5-2 раза ниже, чем в целом по родному региону, а ещё квартиру за копейки продай. Опыт показывает, что большинство федеральных денег, которые даже будет выделять государство на расселение, осядет в карманах чиновников. И до людей эти деньги не дойдут. Вот в чём главные опасения.

Где точка опоры?

Забудем о ликвидации городов как о маловероятном и редком исходе. В федеральной программе поддержки моногородов на 2014 год уже предусмотрено 50 млрд рублей. Большая часть разойдётся по регионам в качестве субсидий на обновление социальной инфраструктуры (повышение уровня жизни людей), частично на переобучение и последующее переселение граждан из экономически нестабильных регионов.

«Не всё так плохо в моногородах, - уверен Сергей ГОРДЕЕВ, руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ. - Их будут делить на несколько групп. Некоторые, например ЗАТО Озёрск, с точки зрения экономики более чем перспективны. Есть те, которые ещё могут при определённых условиях работать, и есть группа бесперспективных. Главный вопрос в том, насколько затянется процесс деления, и в правильной оценке эффективности - выгодно ли содержать, искусственно поддерживать занятость на конкретном производстве.

Миграция у нас в регионе всё равно худо-бедно существует, важно её правильно направить и реализовать. Возьмём тот же самый Нязепетровск, много жителей которого работает сейчас на Севере вахтовым методом. Наши предприятия металлургии по большей части модернизированы, и в нынешних условиях эта отрасль станет для нас точкой опоры. Уже сейчас в металлургии идёт структурное изменение: делали одно, начинают делать другое. Развитие у нас идёт, не путайте с ростом - это разные вещи.

Переселение - процесс длительный, и это, скорее всего, экстренные меры».

Смотрите также: